
За трансфер Сутормина могли вообще не платить
Российское футбольное сообщество обсуждает новый скандал, в котором замешан «Зенит». Полузащитник Алексей Сутормин перешел из «Рубина» в петербургский клуб, как сообщают спортивные СМИ, всего за 50 тысяч рублей, а это просто смешная сумма за трансфер игрока такого уровня.
Тариф не установлен
Конечно, мастера кожаного мяча не могут столько стоить на футбольном рынке. Но в регламенте РФС о переходах не прописано никаких фиксированных сумм за переходы футболистов старше 23 лет. Более того, в этом регламенте написано: «Профессиональные футбольные клубы вправе установить в трансферном контракте, что переход (трансфер) футболиста-профессионала производится без осуществления трансферной выплаты (безвозмездно)».
Как тут не вспомнить, что на закате истории советского футбола, когда наши клубы начали переходить на профессиональные отношения, в регламент успели внести пункт, который устанавливал тариф за игрока клуба элитного дивизиона. В 1989 году первым игроком в нашем футболе, за чей переход официально заплатили, стал нападающий «Зенита» Олег Саленко: киевское «Динамо» перечислило ленинградскому клубу 37,5 тысячи рублей, эта сумма состояла из фиксированной минимальной суммы в 25 тысяч рублей и наценки в 50 процентов от нее за то, что Саленко был игроком молодежной сборной.
РФС в роли гаранта
Известный футбольный агент Арсен Минасов прокомментировал «ПД» скандал вокруг Сутормина: «Мне сложно комментировать ситуацию вокруг Сутормина, я не видел документов, о которых сейчас так много пишут. Но могу сказать, что сумма за трансфер футболиста из одного клуба премьер-лиги в другой может быть любой. Если клубы договорились о сумме в 50 тысяч рублей, то они были вправе это сделать».
Арсен Минасов убежден в том, что в нашем футболе можно было бы сделать так, чтобы подобные ситуации не вызывали так много споров. «Если бы проведение всех трансферных выплат проходило через РФС, а РФС контролировал их и выступал гарантом этих операций, то такого недопонимания не было бы», – считает футбольный агент.
«При проведении финансовых операций используется банк-корреспондент, который выступает гарантом прозрачности сделки, проверяет законность происхождения средств, выясняет, не имеют ли они нелегального происхождения, – поясняет Арсен Минасов. – Банк за это взимает определенную плату. В роли такого «банка-корреспондента» при трансферных и иных выплатах клубами мог бы выступать РФС, а доходы за его услуги шли бы на развитие российского футбола. Это сделало бы все трансферы прозрачными для всех. И если бы возникла ситуация с той или иной выплатой, которая покажется некорректной, то РФС был бы вправе заблокировать сделку, если бы нашел основания. Мы, футбольные агенты, неоднократно обращались с таким предложением в РФС, но понимания не встретили».
СПРАВКА:
494 рубля полагается астраханскому клубу «Волгарь», за который Сутормин выступал до перехода в «Оренбург».
3,5 млн евро составляет рыночная цена за трансфер Алексея Сутормина, по данным авторитетного футбольного немецкого портала Transfermarkt.