Яндекс.Метрика
  • Антон Ратников

В Комитете по развитию туризма рассказали, каких гостей ждут в Петербурге

Как повлияет на количество туристов в Петербурге электронная виза? Гости из каких стран приезжают в город на Неве чаще других? Как убедить иностранцев в том, что зимой в Северной столице тоже интересно? На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета по развитию туризма Евгений Панкевич
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

- Теперь иностранцы могут приезжать в Петербург по электронной визе. Сколько туристов привлечет эта инновация в наш город? 

- Для начала отмечу, что мы к этому долго шли. Проводили много встреч с федеральными коллегами, представителями петербургской туриндустрии. Инициатива, которую Александр Беглов представил президенту, – значительный шаг вперед и, возможно, даже прорыв. Безусловно, электронная виза даст большой поток гостей и откроет новые возможности для всех сегментов туризма. Если говорить про цифры, то можем посмотреть на опыт Калининграда. За месяц работы электронных виз, с 1 июля по 1 августа, Калининградскую область посетили 10 тысяч человек. Да, территории разные и потребности разные, но эту цифру мы преодолеем, ждем увеличения в 2-3 раза. Но, конечно, оно будет не быстрым, а постепенным.

Прогнозируем, что, когда система начнет работать, Петербург в год смогут посетить 12 миллионов туристов, может, чуть больше. Теперь путешественникам будет удобнее приезжать, ведь не все любят приходить в консульства, а по интернету оформить документы значительно быстрее. Город сможет развивать яхтенный, событийный, медицинский, деловой и многие другие направления туризма. Электронные визы дадут только положительный рывок вперед.

- 12 миллионов – это здорово. А сколько туристов в этом году приедет в Петербург? 

- В прошлом году Петербург посетило порядка 8,2 миллиона путешественников. В этом ждем как минимум на 10 процентов больше. Более точные итоги подведем к концу года, но уже сейчас понятно, что провала по сравнению с годом проведения Чемпионата мира не будет. Эффект, который мы получили от Чемпионата мира, неоценим. Это отложенная прибыль, которая будет несколько лет работать на нас.

- Как выглядит топ-5 стран, которые приезжают в наш город? 

- С начала этого года отмечаем рост интереса со стороны туристов из Латинской Америки. Больше 30 процентов прибавили бразильцы. Неожиданно на 40 процентов больше к нам приехало туристов из Италии, в цифрах – более 30 тыс. человек. Впрочем, прибавляют и другие направления: Германия, Финляндия и даже Китай. Здесь опять же сказывается фактор Чемпионата мира по футболу-2018. Санкт-Петербург отлично проявил себя как туристический центр.

- Китайских туристов в городе действительно много. Есть ли им предел? 

- К этому вопросу нужно подходить аккуратно. Сегодня китайские туристы очень активны, они путешествуют по всему миру, мы их видим и в России, и в Италии, и во Франции. Им интересно смотреть на мир. Отлично, нужно этим пользоваться. Другое дело, что требуется диверсифицировать потоки. Предлагать китайцам приезжать в Петербург в разное время года, например, зимой – им это может быть интересно. В целом турпоток из этой страны растет с 2014 года. Да, недостатки возникают, мы над ними работаем. Постараемся в следующем году избавиться от некоторых неприятных моментов.

- А какие еще есть перспективные направления? 

- У нас есть программа «India Friendly», она развивается вслед за «China Friendly». Открыт офис Visit Petersburg в Мумбаи, наши партнеры работают в Дели. Путешественники из этой страны входят в ТОП-10 по количеству посещений. Часто группы приезжают и в Москву, и Петербург, им это удобно, учитывая, что есть комфортное железнодорожное сообщение. Туристов из Индии в Петербурге может быть больше. Мы это направление будем развивать.

- Как и свадебный туризм? 

- Программа активно работает. Было создано удобное IT-дополнение на сайте Visit Petersburg.ru, которое позволяет в электронном формате получить всю необходимую информацию. Уже более 50 пар из разных стран обратились за консультацией о возможности провести свадьбу именно в Петербурге. Есть категория туристов, которой интересен такой продукт. В городе очень красивые дворцы бракосочетания, во многих регионах о такой инфраструктуре можно было бы только мечтать. Свадебный, медицинский туризм – конечно, дают нам не пиковые показатели, но в совокупности увеличивают турпоток. Комитет и в дальнейшем планирует развивать такие нишевые направления.

- А город выдержит наплыв туристов? Справится ли инфраструктура? 

- Мы стараемся диверсифицировать потоки. Сейчас у нас, конечно, сильно выражена сезонность. Еще в Ленинграде придумали красивый бренд «Белые ночи», но нужно создавать и другие. В конце концов, Петербург уникальное место для приезда зимой. Здесь есть чем заняться. Кроме того, для туриста выгоднее приехать в январе-марте – это дешевле. К тому же музеи и театры предлагают насыщенную культурную программу в течение всего года. Турист должен понимать: зимой приезжать ничуть не хуже, чем летом. Для того чтобы популяризировать это время года, мы объединяемся с другими регионами: Ленобласть, Карелия, приграничный финский регион Сайма. Серьезная работа ведется по созданию новых, интересных экскурсионных маршрутов.

- А какие дополнительные бренды могут появиться? 

- Сейчас проекты направлены на устранение сезонности, поэтому развиваем событийный туризм. Бренды уже есть: Фестиваль света, Балтийская яхтенная неделя, некоторые другие. Комитет создал целую линейку событий. Конечно, надо продолжать делать ее интереснее, чтобы люди планировали оказаться в Петербурге в разное время.

Есть и другие примеры – деловой туризм. Осенью Петербург примет 43-й Синепозиум Международной Ассоциации Кинокомиссий (AFCI). Он проводится ежегодно и объединяет представителей крупнейших киностудий: Marvel, The WaltDisney, Netflix, HBO, Lionsgate, WarnerBrothers и других. Петербург получил уникальную возможность представить свой потенциал крупнейшим киностудиям.

Вот, например, в Санкт-Петербурге снимали британский сериал «Война и мир». Городу выгодно принимать у себя большие съемочные группы – они тоже вносят свой вклад в экономику. Кроме того, после выхода сериала Городским туристско-информационным бюро был разработан экскурсионный маршрут по местам съемок, и он пользовался большой популярностью. Получили много позитивных откликов.

Конечно, будем создавать свои бренды, которые привлекут разных туристов и горожан. Нужен хороший маркетинговый эффект, такой как 23-я Генеральная Ассамблея Всемирной туристской организации (ЮНВТО) – крупнейшее событие для мировой туристической индустрии. В сентябре в Петербург приедет более 1,5 тысячи делегатов, сотни министров из разных стран. Уже проработана деловая программа, будут обсуждаться актуальные вопросы туротрасли. По масштабу это сравнимо с Петербургским международным экономическим форумом. Параллельно с основной программой Генеральной Ассамблеи ЮНВТО, в целях демонстрации туристского потенциала Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга при поддержке Федерального агентства по туризму будет организован Saint Petersburg Travel Hub. Приглашены к участию регионы России и представители профессиональной отрасли. Организован стенд дирекции футбольного турнира УЕФА Евро-2020. На экспозиции также будет представлена гастрономическая площадка и стенд народных промыслов регионов России. Кроме того, планируется деловая программа ключевыми темами обсуждений которой станут: развитие всесезонного, медицинского и оздоровительного туризма, цифровизация в сфере туротрасли.

В дальнейшем планируем каждый год собирать экспертов и обсуждать разные проблемы отрасли, искать лучшие опыты и практики.

- Одновременно с электронными визами в октябре вступает в силу закон о хостелах. Есть опасения, что после этого в городе резко упадет число доступных номеров? 

- Надо сказать, что город давно к этому готовился. Под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Олега Маркова действуют профильные рабочие группы, утверждена Программа развития гостиничной отрасли. Для развития сегмента гостиниц категории три звезды и хостелов проводится работа по подбору зданий, земельных участков и нежилых помещений. Тесно взаимодействуем с отельерами.

С октября хостелы должны будут соответствовать требованиям, предъявляемым к данной категории средств размещения. Уверен, что ответственные предприниматели смогут в этом формате продолжить свою работу. В ближайшие три года в Петербурге откроется 4 отеля в 3-звездочной категории. Кроме того, в высокий сезон средняя заполняемость составляет 75 процентов – в этом году будет чуть повыше. Есть определенный запас по номерам. Одним словом, уменьшения номерного фонда не будет.

– А туристический сбор не отпугнет потенциальных визитеров? 

- Нет, ведь это общемировая практика. Куда бы мы ни приезжали: в Париж, Рим – везде присутствует такой сбор. Вы ведь сами говорите, что нужно создавать инфраструктуру, ремонтировать ее, обслуживать, проводить реставрационные работы. Для этого нужны средства. Где их взять? Наверное, справедливо что и с туристов. Тем более, речь идет о сравнительно небольшой сумме для одного путешественника. Это правильная мера. Эффект от появления туристического сбора ощутят и жители Петербурга. 

- Как известно логотип Петербурга, созданный Артемием Лебедевым, город не использует. Однако кое-где эта айдентика все равно осталась. Когда же ее сменит новый логотип? 

- Комитет сейчас работает не над созданием нового логотипа, а над созданием туристского метабренда, это важная и точечная работа. А что касается старого логотипа… Вы же знаете, он был создан еще в 2014 году. Пять лет прошло, настало время обновлений. Нужно дальше идти по этому пути, развивать айдентику. Кроме того, необходимо совместить ее с цифровыми платформами, а не только с навигацией по городу. О новом формате планируем рассказать уже осенью.

- В следующем году в Петербурге пройдут матчи Чемпионата Европы по футболу. Что этот турнир даст Петербургу? 

- Это как раз то события, от которого мы ждем пика туристов. Все запомнили Чемпионат мира, какой это был праздник, нечто похожее будет и на этот раз, конечно, с учетом того, что матчей будет лишь четыре. Ждем европейцев, которые будут приезжать целыми семьями, и путешественников из регионов России, ведь Петербург – единственное место, где будут проходить матчи турнира в России. Самое главное, что у нас уже создана вся необходимая инфраструктура, мы понимаем, что ожидает город, и готовы ко всему. Будут работать все те сервисы, которые мы запускали к ЧМ-2018, но появятся и отдельные турпродукты, связанные с футбольными болельщиками. Могу только предположить, что количество туристов, которые приедут на Чемпионат Европы, будет немаленьким. А каким точно – покажет время.

Фото: «Петербургский дневник»