Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Лучший фильм «Кинотавра»: «Бык» Бориса Акопова

«ПД» рассказывает о главном фильме этой недели – оде криминальной России 90-х

30-й кинофестиваль «Кинотавр» в этом году смог выиграть его дебютант, 34-летний режиссер Борис Акопов, который привез на суд строгого жюри под руководством Константина Хабенского криминальную драму «Бык», снятую с молодецким задором и полностью попадающую в тренды современного кино.

Побольше криминала

Некий подмосковный городок утопает в грязи, везде только серость и печальные лица. Тут не живут, а выживают. По крайнее мере, так реагирует на все банда хулиганов в спортивных костюмах, которой руководит Антон Быков по прозвищу Бык. Очередная драка с бандой из другого района заканчивается для главного героя отделением милиции. Бык уже отбывал срок, поэтому новое наказание для него будет куда более суровым.

В этот момент к месту обитания людей в погонах приезжает пара машин, а из них выходят люди с автоматами. Это банда местного авторитета Моисея, у которого к Быкову есть свое предложение. Антон через несколько минут покидает СИЗО, а затем оказывается на торжественном приеме у главного бандита города. Моисей просит Антона разгромить рынок, которым уже давно управляют чеченцы. Бык соглашается, не задумываясь о последствиях. А они будут ужасны для всех героев этой истории.

Из личного

Фильм «Бык» Акопов решил посвятить своим родителям. В детстве будущий режиссер жил в Балашихе, где его отец работал следователем. Поэтому Акопов наслушался о многом, да и сам увидел немало. К примеру, в свои 12 лет он видел, как из расстрелянной машины во дворе падал и умирал человек, а приятели его родителей без особых проблем могли принести домой гранату и равнодушно бросить на столе.

Именно образ гранаты в «Быке» становится своего рода ружьем из произведений Антона Чехова. Снаряд неоднократно мелькает перед глазами публики, грозит взорваться и каждый свой «визит» в кадре накаляет общую атмосферу фильма. Впрочем, нерв в «Быке» поднимается и без этого. Сперва мы видим дохлый «жигулянок», на которой набрасываются какие-то отморозки, потом разрушенный рынок, обшарпанные квартиры и заброшенные дома, где в грязи и битом стекле дети весело играют на поцелуи.

Тут легко найти отсылки к «Брату» или «Бригаде». Где-то можно увидеть и аналогии с «Бумером». Кстати, Акопов не пытается идти по пути Балабанова, ставя обществу 90-х окончательный приговор. Идея в «Быке» явно не в этом.

Реальность и тренды

«Ничто так не объединяет, как совместное грехопадение», – сказал герой романа Дмитрия Глуховского «Текст». А что если персонажи «Быка» и не пытаются его избежать. Сам Быков, как оказалось, страдает от серьезного недуга сердца, его здоровье «бычьим» назвать никак нельзя. Он не машет кулаками попусту, держит свою банду вокруг себя только благодаря воле и принципам. Бык любит брата, любит мать. Он живет в этом городишке только ради них, просто не зная, что может быть по-другому.

Сразу скажем, что Акопов точно не новатор среди молодых кинематографистов, обращающихся к теме 90-х годов. Кантемир Балагов рассказывал об этом в своей «Тесноте», а Дарья Жук описала похожую ситуацию в «Хрустале». Да и на различных международных фестивалях идея «тяжелого» прошлого, из-за которого мы стали теми, кто есть сейчас, постоянно появляется в лентах молодых постановщиков, кстати, чаще всего эти проекты тоже оказываются дебютными.

Главные герои пытаются бежать от сложившихся обстоятельств только в «Хрустале» и «Тесноте». У Акопова на это решается только второстепенный герой – молодая девушка-парикмахер, которая готова отдаться любому, способному оформить ей гражданство в другой стране. «Американ бой», – как пела группа «Комбинация». Сам Быков никуда не бежит, у него семья и банда, он должен решать дела. Удивительно, что он сам не пытается скрыться от такой реальности, а она пугающе правдива.

Взять «Быка» за рога

Работу Бориса Акопова следует посмотреть в обязательном порядке. Конечно, она не открывает «окно в Европу» в прямом и переносном смысле, но дает хороший заряд молодецкой удали и бодрости. «Бык» пропитан лирикой. Акопов использует для этого образы, операторскую работу (тоже награда «Кинотавра»-2019) и музыку. Стилистически «Бык» выполнен на впечатляющем уровне. Сложно поверить, что ленту снял только начинающий режиссер.

«Когда работал над сценарием и собирал материал, я много разговаривал с родителями и их друзьями, спрашивал, что они думают про 90-е. Они много разного рассказывали: одни говорили, что время было ужасным и слава богу, что закончилось, другие вспоминали глоток свободы и чистый воздух, время возможностей и кайфа, но главное, что я понял – люди любят возвращаться в свое прошлое и в свои фантазии», – рассказывает Акопов о своем фильме.

Его слова отлично отражают получившийся результат. «Бык» не пытается казнить все и вся на своем пути, он только честно и предельно жестко описывает тогдашние события. Где-то зритель получит особый кайф от стилистики того времени, но где-то его будет ждать паника и отвращение к происходящему. Коррупция, бесконечные криминальные разборки, бедность и другие неотъемлемые факторы времени, который Акопов запомнил и перенес на экран. Получилось любопытно, смотреть точно стоит.

«Бык» в кино с 22 августа.

Закрыть