Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

В Смольном заявили, что город полностью готов к переходу на «цифру»

Как город переходит с аналогового телевещания на цифровое? Что изменится на портале «Наш Санкт-Петербург»? И можно ли Северную столицу назвать по-настоящему «умным городом»? С этими вопросами «Петербургский дневник» обратился к председателю Комитета по информатизации и связи Денису Чамаре
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- В этом году порталу «Наш Санкт-Петербург» исполнилось пять лет. Насколько он эффективен сегодня? Сколько пользователей зарегистрировано в сети? 

- Весной этого года мы не только отметили пятилетие портала, но и получили миллионное обращение. Сегодня «Наш Санкт-Петербург» – очень востребованный ресурс, не только потому, что в городе есть проблемы, но и по доступности подачи информации, контролю за выполнением поставленных задач. Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов назвал четыре направления развития Петербурга, среди них – комфортный город. Сейчас на портале зарегистрировано около 150 тысяч пользователей, принято около 1,8 миллиона сообщений, удовлетворили 1,7 миллиона заявок петербуржцев. Это очень высокий показатель. Оставшиеся обращения связаны с долгосрочными обязательствами государства – строительством детских садов, благоустройством территории, ремонтом дорог. Они стоят на контроле.

- На что чаще всего жалуются петербуржцы? 

- По итогам полугодия на портал поступило 27 тысяч заявок на несоблюдение графика уборки парадных, 19 тысяч – на их неудовлетворительное состояние, 18,5 тысячи петербуржцев пожаловались на мусор, 16 тысяч – на неисправное освещение и 15 тысяч – на низкую температуру в отапливаемом помещении. Четкие алгоритмы работы с заявками позволяют контролировать процесс решения проблемы. Я тоже пользуюсь этим порталом, поэтому могу сказать, что это очень удобно.

- Вы планируете провести модернизацию ресурса, чтобы он стал еще удобнее? Если да, то в какие сроки? 

- Эволюция, конечно, должна быть. Сейчас мы планируем упростить саму процедуру подачи заявлений, планируем пересмотреть классификаторы, некоторые сильно измельчены. По поводу сроков: уже сформированы предложения по модернизации портала, думаю, что к сентябрю уже будем иметь определенную концепцию его эволюции. Мне кажется, что до конца года ресурс должен обновиться и стать еще более дружелюбным. Он и так такой, но, как говорится, госуслуга должна быть такой же простой, как заказ пиццы. Нажал и получил.

- Достаточно ли, на ваш взгляд, в Петербурге развита Система-112? Как часто и по каким причинам горожане обращаются на этот номер? 

- Систему-112 запустили в 2017 году, сейчас в штате работают 140 человек, прием звонков ведется круглосуточно, обычно они принимают от 7 до 8 тысяч сообщений в день. Это и телефонные звонки, и сообщения из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», и СМС, благодаря которым обратиться в 112 могут люди с ограниченными возможностями по слуху и речи. Операторы работают на пяти иностранных языках: английском, немецком, французском, итальянском и испанском. Во время чемпионата мира по футболу для болельщиков из других стран они были логистами, помогали, когда те терялись в городе. За шесть месяцев 2019 года в эту службу поступило почти 1,5 миллиона обращений, половина из них в полицию и скорую помощь. За полгода поступило более 100 тысяч сообщений по поводу аварий на дорогах. В экстренных случаях, например, когда в метро произошел теракт, операторы принимали до одной тысячи обращений в час.

- Как работает эта система? 

- При приеме звонка сразу же формируется карточка, которая автоматически переводится в реагирующую службу. Общаясь с человеком, операторы вносят в этот документ дополнительные сведения. А сам вызов отрабатывают соответствующие службы. И от них уже зависит, как быстро приедет, например, машина скорой помощи. У полиции в едином информационном пространстве задействовано и ГИБДД, и вневедомственная охрана. То есть отреагировать на происшествие может ближайший к месту патруль. Сегодня надо отдать должное: реагирование экстренных служб в Петербурге выстроено очень эффективно. Такого, как в 1990-е, чтобы скорую помощь нужно было ждать час или полтора, уже нет.

- Правительство города контролирует работу этих систем? Есть ли планы по их развитию? 

- На страницу Александра Беглова в соцсети «ВКонтакте» по нашему направлению поступает в среднем семь обращений в неделю. Это говорит об эффективной работе этих ресурсов, тем не менее на постоянной основе ведутся работы по улучшению работы сервисов. Например, недавно в мобильном приложении «Безопасный Санкт-Петербург» появилась функция «Экстренная помощь», которая позволяет оперативно связаться со службой 112. В ближайших планах по развитию и совершенствованию этой системы – информационное взаимодействие с Ленинградской областью.

- Насколько сегодня востребовано мобильное приложение «Безопасный город»? 

- На текущий момент приложение скачало более 30 тысяч пользователей. Создавая это приложение, мы хотели обеспечить удобство при фиксации чрезвычайных ситуаций. Кроме мобильного свидетеля есть функция запроса видео. К сожалению, законодательство не позволяет нам предоставить записи непосредственно гражданам, мы их выдаем только спецслужбам и адвокатам. Но через приложение всегда можно отправить запрос на сохранение видео, чтобы оно не исчезло бесследно из архива. Мы прорабатывали вопрос предоставления такого контента страховым компаниям, но пока все упирается в невозможность передачи персональных данных.

- Насколько город готов к переходу на цифровое телевещание? 

- Уже больше года в Петербурге телевидение работает по цифровому стандарту. Практически 90% многоквартирных домов оборудованы кабельным телевидением, операторы уже перевели свои системы на прием «цифры». Иными словами, большинство просто не заметит этого перехода. Но мы выявили около 300 объектов, где вообще нет антенных хозяйств. «Ростелеком» за счет инвествложений их восстанавливает. В итоге многоквартирные дома, где вообще не было телевидения, получат цифровое. Сейчас еще ведется информационная кампания, в которой задействовано около 2 тысяч волонтеров, ближе к пику переключения их станет больше. Но хочу сказать, что к 3 июня у нас уже была полная готовность к переходу на цифровое телевидение. Единственное, что проблемы могут возникнуть у дачников, которые этой осенью уедут, а в мае вернутся на свои участки. У большинства же аналоговое телевидение, но мы сейчас активно доносим до них информацию.

- Когда завершится переход на «цифру»? 

- С 14 октября вся страна перейдет на цифровое вещание. В Петербурге мы не видим никаких рисков. Более того, для незащищенных слоев населения предусмотрена компенсация по приобретению устройства, необходимого для перехода на цифровое телевидение. Обратились всего несколько человек. Это еще раз подтверждает высокую степень готовности Северной столицы.

- Можно ли сегодня Петербург назвать «умным городом»? 

- С наступлением эры цифровой экономики «умные города» приобретают очень большое значение, в нашем понимании это четыре составляющих – безопасный, комфортный, социальный и, как мы пишем в буклетах, город счастливых людей. Сейчас уже проделана существенная работа, мы создали информационные системы, охватывающие все самые основные, важные сферы городской жизни, это основа «умного города». АПК «Безопасный город», включающий систему-112 и городское видеонаблюдение, помогает предупреждать критические ситуации и ликвидировать последствия ЧП и происшествий. Передвижение автобусов отслеживает ГЛОНАСС. Через портал «Наш Санкт-Петербург» горожане могут сообщить о проблемах и оценить результат проделанной работы. Работает сеть центров госуслуг «Мои документы», городская беспроводная сеть Wi-Fi. До конца года нам поручено создать в этой системе блок, связанный с мониторингом экологической обстановки. У нас комплексный подход к созданию Smart-city.

- Какие технологии петербуржцы смогут увидеть на улице в ближайшее время? 

- Самая передовая технология появится уже сентябре в Кронштадте. В целом мы максимально следуем принципу «человекоцентризма». Это значит, что все наши проекты должны быть направлены на удовлетворение потребностей каждого отдельно взятого петербуржца. В этом году запланирована реализация проекта «Госуслуги 2.0» на базе Портала госуслуг, основой которого будет проактивное предоставление государственных услуг и городских сервисов. Вершиной же всей этой работы станет создание цифровой модели управления городом. Соответствующее поручение дал Александр Беглов. Это будет полностью автоматизированная система, которая позволяет по каждой отрасли видеть общую картину, в том числе по исполнению нацпроектов. Модель сможет объединить данные 89 существующих информационных систем, отражая текущую ситуацию в городе.

- О каких цифровых новинках сегодня уже можно говорить? 

- Они касаются комплексной системы транспортного обслуживания. К середине 2020 года мы должны полностью завершить разработку новой системы, которая позволит получить больший спектр возможностей оплаты проезда, планирования поездок, прокладки маршрута с использованием самых современных технологий. Например, от контактной и бесконтактной оплаты проезда до списывания средств с помощью мобильных приложений. Большая работа связана с Единой картой петербуржца, в перспективе с ее помощью пользователь сможет получать все виды услуг, не только государственные, но и коммерческие, в частности, бонусные программы.

- Про разные способы оплаты проезда можете рассказать подробнее? 

- Сразу отмечу, что мы технологи, а не транспортники, поэтому сейчас рассматриваем мировой опыт удобства любого вида оплаты. Даже предлагали дать возможность зарегистрированным пользователям, имеющим банковские карты, оплачивать проезд в кредит. Или использовать технологии, позволяющие списывать оплату проезда со счета, как только пассажир заходит в транспорт. Технически такие возможности заложены.

- Какая часть Петербурга сегодня охвачена беспроводным интернетом? 

- Это весь центр города, все территории, задействованные во время чемпионата мира по футболу, полностью охвачено метро. Сейчас в планах до конца этого года оборудовать бесплатный Wi-Fi в пяти зеленых зонах: в парке Героев-Пожарных, в сквере Героев-Ижорцев, в сквере городов-партнеров Петербурга и Инчхона и в парке Чухонка. Отмечу, что город не несет затрат на проектирование, строительство, запуск и эксплуатацию зон беспроводного интернета, а получает уже готовые участки от операторов связи, выигравших аукционы.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, ведется внедрение цифровых технологий в социальной сфере, например, в медицине? 

- Здравоохранение – специфическая, но многообещающая отрасль в плане применения информационных технологий. Эффективность можно оценить не сразу, а только когда полученными данными и медицинскими документами будут пользоваться в своей работе врачи и пациенты. Еще в прошлом году в Петербурге заработал сервис, в основе которого заложена огромная технологическая платформа – Электронная медицинская карта петербуржца (ЭМК). Она позволяет собирать и накапливать медицинские документы пациента. Их уже могут использовать врачи при оказании помощи, в том числе и неотложной. Все участники этого процесса работают в едином информационном пространстве, активно используются технологии ГЛОНАСС, более 200 выездных врачебных бригад уже используют планшетные компьютеры для ведения карт вызова.

- А в образовании? 

- Успешность внедрения в этой сфере показывают цифры. К сервису «Электронный дневник» подключены все школы города, на подсистеме «Портал «Петербургское образование» зарегистрировано более 450 тысяч родителей. С 2016 года мам и пап информируют, когда ребенок пришел в школу и о том, чем он питался. Информация отображается в режиме реального времени в личном кабинете родителя. В этом году мы запускаем еще два значимых проекта: портал «Олимпиадное движение», на котором можно будет подать заявки и отслеживать результаты предметных олимпиад, и мобильное приложение «Электронный дневник», которое понравится родителям, но не ученикам.

- Если оценивать в целом, насколько город сегодня продвинут в цифровизации социальной сферы? Есть ли у вас эталон? 

- В этом смысле для меня эталон – это Москва, там внедрена очень удачная информационная система, но у нее есть существенный минус – цена. Однако мы взяли все самое лучшее от столицы и создали платформу взаимодействия внутри отрасли, подключив бизнес. Имея общую систему накопления данных, мы сейчас занимаем 2-3 место в стране. Я понимаю, что сразу возникает вопрос: откуда тогда столько жалоб? Но они связаны уже не с цифровизацией, а с работой персонала. Очень важно, что сейчас в Петербурге создается сеть социальных участковых, которая позволит внедрить цифровые технологии для упрощения процедур оформления помощи. Для пожилых людей это будет проводником в мир IT.

Фото: «Петербургский дневник»