В Петербурге может появиться экскурсионный трамвай
Петербург имеет все шансы снова стать трамвайной столицей России. Именно такой статус до 1989 года был у города на Неве, говорят сотрудники предприятия, где строят электротранспорт. А чтобы показать, как такие машины появляются на свет, журналистов пригласили на производство. «ПД» узнал, что за испытания проходят вагоны, прежде чем заступают «на службу», и каким может стать трамвай будущего.
«Витязь-М» для Петербурга
Салон с кондиционером, удобными поручнями и USB-разъемами, чтобы можно было подзарядить телефон. Для удобства – низкий пол, на который легко входить и пассажирам с детскими колясками, и маломобильным гражданам, для безопасности – 18 видеокамер и специальная система, которая при столкновении примет удар на себя. Таков новый современный трамвай «Витязь-М», выпущенный в Петербурге.
14 машин уже прибыли в Трамвайный парк №8, уже на следующей неделе к ним присоединятся еще семь. Курсировать новые трехсекционные вагоны будут по маршруту №60 на юго-западе города. Это направление является у петербуржцев одним из самых популярных.
«Этот трамвай нравится людям. Наши трамваи не первый год эксплуатируются, и поэтому мы знаем отзывы жителей, - отмечает вице-президент компании-изготовителя Борис Боровой. – Здесь установлена самая современная электроника. Плюс наш «Витязь-М» практически полностью состоит из алюминия. Это не даст ему загореться в случае ЧП. А если вы посмотрите в кабину, вы подумаете, что это не трамвай, а самолет».
Уникально то, что машина почти полностью состоит из отечественных комплектующих. Импортные можно пересчитать по пальцам - в их числе редуктор, рельсовый тормоз, межвагонные переходы – так называемые «гармошки», соединяющие секции, линолеум.
Ожидается, что на маршрут новые машины выйдут в начале осени. «Витязи-М» уже зарекомендовали себя и в Москве. Петербургское предприятие заключило контракт со столичным заказчиком на производство трехсот трамваев этой марки. Такой объем работ удалось выполнить за три года. На предприятии отмечают: никто в мире так быстро не собирает трамваи высокого качества.
«У нас лучшее оборудование. Но главное, у нас лучшие люди. Коллектив – это самое мощное наше звено. Я горжусь своей командой. За 6 лет нам удалось снизить трудозатраты и сделать более комфортными условия работы для нашего персонала», - подчеркивает директор Невского завода электрического транспорта Александр Львов.
Современные трамваи скоро получат и в Улан-Удэ. Контракт заключен за изготовление 15 машин. Строительство уже началось. Кроме того, петербургский электротранспорт появится и в латвийском городе Даугавпилс. Работы сейчас на завершающей стадии.
Испытания
Прежде чем удостоиться чести перевозить пассажиров, трамваю предстоит пройти испытания. Первое из них – водой. Так машину проверяют на герметичность. В течение получаса вагон, словно в душе, стоит под сильной струёй. Если что-то где-то протекает – трамвай отправляется на доработку, если всё в порядке – переходит к следующему «заданию».
Дальше машину тестируют с помощью тока. Электротранспорт должен выдержать напряжение. Если и здесь трамвай проявил себя достойно – отправляется на специальные рельсы, где его будут обкатывать. Здесь вагон должен намотать 10-15 километров, катаясь челноком туда-сюда. Когда все этапы проверки пройдены, машину передают заказчику.
Эти пути предназначены и для испытания так называемого трамвая будущего – беспилотника. Сначала он «катался» здесь, а теперь в тестовом режиме ездит в Москве неподалеку от ВДНХ. Все это происходит в ночное время. На борту – только сотрудник, который контролирует работу инновационной машины. Ведь перевозить пассажиров беспилотнику пока нельзя по юридическим причинам – нет нормативной базы. Но частично искусственный интеллект при движении трамваев будет использоваться уже в следующем году.
«Две составляющих искусственного интеллекта уже с нового года мы вводим в серийно выпускаемый нами трамвай, - поясняет Борис Боровой. – Во-первых, система будет останавливать вагон, если водитель решит превысить скорость. Если, к примеру, где-то стоит ограничение 40 километров в час, ехать 60 на этом участке будет невозможно. Во-вторых – экстренное торможение. Оно будет срабатывать, если водитель не реагирует на какое-либо препятствие. И важно, что мы вводим это в штатную комплектацию нашего вагона без увеличения цены. Для нас главное – безопасность пассажиров».
Большое светлое будущее
За шесть лет на петербургском предприятии уже произвели около 350 трамваев. 45 из них предназначены для Северной столицы. Количество – рекордное, несмотря на то, что в год завод способен строить 450 современных машин. Были бы заказы.
Но трамваи, собранные «по последней моде», - далеко не весь потенциал предприятия. Здесь производят и другой электротранспорт. Есть еще троллейбусы и электробусы. Правда, пока по одному экземпляру. Что касается последнего – он вполне может уйти в серийное производство.
«Мы считаем, что наш электробус самый крутой в мире. Мы его показывали на выставке и многих озадачили, - говорит Борис Боровой. – Наша машина заряжается с помощью прицепа, такого больше в мире нет. Мы долго изучали мировую практику создания электробусов, учли все нюансы, и сделали вот такую модель. Он уже ездил, катался. Сейчас он сертифицируется. Он на сто процентов алюминиевый, у него низкий пол. Мы думаем, что он может стать серийным, и на наш взгляд – это большое светлое будущее электрического транспорта вообще».
Как оказалось, у работников предприятия идеи не только инновационные, но и креативные. Завод планирует сделать подарок петербуржцам и гостям города и запустить экскурсионный трамвай, где будут бар и туалетные комнаты.