Эксперт рассказал, куда могли скрыться пираты с захваченными российскими моряками
По уточненным данным, в числе захваченных у берегов Камеруна моряков находятся четверо россиян, трое филиппинцев и один гражданин Украины. Среди них – старший помощник капитана Николай Ружницкий, он из Петербурга.
Захват заложников на грузовом судне «Мармалайта» произошел в ночь на 15 августа. И до сих пор пираты не вышли на связь и не озвучили свои требования по выкупу заложников. Сейчас Военно-морские силы Камеруна ищут пиратов.
«ПД» обсудил тревожную ситуацию в Гвинейском заливе с капитаном Михаилом Рыкуновым. Еще в 2013 году он ходил в водах Африки и не понаслышке знает обо всех подводных камнях, что скрывают воды Атлантики.
– Как вы полагаете, кто за этим стоит?
– Скорее всего, пираты были нигерийские. Камерун ведь граничит с Нигерией. Население этой страны – около 190 миллионов человек, гигантское число из которых – молодые люди. Тридцатилетних слишком много, а работы у них мало. Они ведь все около моря выросли, для них лодка – это дом родной. Вот они и занялись пиратством.
– Были ли шансы спастись у моряков?
– Не думаю.
Если поближе к самому их большому порту Лагосу (портовый город на юго-западе Нигерии. – Ред.) охрана налажена – тут сторожевые корабли стоят, то дальше на восток от Лагоса, в устье реки Нигер, – святое место для пиратов.
Место у порта Дуала – это скорее условное обозначение. Думаю, они (грузовое судно «Мармалайта». – Ред.) стояли на якорной стоянке в лагуне. Пираты подошли со стороны моря. Как правило, они ходят на моторных лодках. И подойти тут к судну для них несложно.
Ну и раз они не утащили судно, значит, это мелкие пираты. Если б это было что-то покрупней, как в Сомали, они могли все грузовое судно под дулом автомата куда-то отогнать.
Это еще хорошо, что они никого не убили. А то ведь они лезут на судно, еще пожевав чего-то наркотического…И когда они в таком состоянии, оказывать им сопротивление довольно проблематично. Это только в фильмах все это кажется легко, а тут – наставят дуло автомата. И если закричит: «налево», «направо» и так далее – это надо выполнять.
Они могли спастись в одном случае – если б укрылись в специальном отсеке. На таких теплоходах делают специальные укрытия, чтобы быть недоступными для пиратов. Значит, не успели укрыться.
Но это надо понимать, что они в таком случае все разграбят. И ведь докричаться до кого-то тяжело в этих местах. Пароходы пытаются как-то защититься: наваривают стойки – так называемый фальшборт с колючей проволокой. Но пираты лезут с ножницами: все перерезают.
Я думаю, что это датское судно – метров 100-150 длиной. У него соответственно борт не очень высокий. И забраться на него труда не составляет. Даже большие пароходы, я помню, опасались идти вдоль берега в тех краях. Мы когда выходили из Лагоса, за нами шел большой контейнеровоз. Я смотрю – он идет на Дуалу. Я ему говорю: «А чего ты-то на юг пошел, там же под берегом проход?». Он мне: «Нет-нет, я там не пойду: там пираты». И это, несмотря на его высокий борт, он все равно старается резко оторваться от берега, уйти в океан. И потом уже с океана подходить к Дуале в светлое время суток.
Когда я в последний раз был в устье Нигер, мы проходили до порта только в светлое время суток. В темное время там лучше не стоять.
Вообще создается такое впечатление, что днем они работают в береговой охране, а ночью промышляют в качестве пиратов.
- Неужели нет никакого спасения от пиратов?
- Лучший способ защиты в этих районах – найм военизированной охраны. У них есть оружие и право стрелять.
Суда, которые ходили в районе Сомали, через Суэцкий канал транзитом, они нанимали охрану. Но это очень дорого, поэтому хозяева не хотят. Им дешевле застраховать судно. Единственное – если страховка покрывает пиратство, это дороже.
– А сами моряки застрахованы?
– Обычно – да. Если это датское судно, то, я думаю, что капитан застрахован на 100 тысяч долларов. Это сумма на случай его гибели. Если же увечья, то есть целая таблица компенсаций. Основную ставку пираты делают на командный состав, поскольку за филиппинцев они все равно ничего не получат.
– Пираты будут выдвигать такие требования по сумме?
– Думаю, что не такую сумму, поскольку владельцы судна могут и не согласиться. Но вообще они хорошо осведомлены о ценах. У них, как правило, посредники в Европе находятся. И эти посредники получают, как высокооплачиваемые адвокаты.
– Куда они могли направиться с нашими моряками?
– В ближайшую деревню. И никакая полиция туда не сунется, потому что там тоже хватает бандитов. И военно-морские силы туда не полезут, потому что им придется в таком случае по своим стрелять, а никто ради нескольких иностранцев на такое не пойдет. Ну, может быть, проведут там полицейскую операцию, но я очень сильно в этом сомневаюсь. Должны сами пираты выйти на связь.
- В ваше время бывали такие случаи?
- Да, конечно. Меня бог миловал. Я был только в Лагосе под арестом и Абиджане. Но это под арестом официальных властей, а не у пиратов. Но тоже приятного мало – когда на тебя двое автоматы наставляют. И не дай бог если кто-то из экипажа ляпнет что-то не то – могут и обидеться. Но это, по крайней мере, не пираты.
Не попадали не от того, что я такой хороший и умный. Просто мы все продумывали заранее. Потому что бороться с пиратами – это все равно, что бороться с плохой погодой. Ее лучше обойти.