Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Нужны ли лифты на станциях петербургской подземки

На станциях «Дунайская» и «Шушары» завершается монтаж пассажирских лифтов. Необходимы ли подъемники петербургскому метро и какова судьба уже работающих подземных лифтов?
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Две из трех новых станций Фрунзенского радиуса метро будут оборудованы лифтами. В ОАО «Метрострой» сообщили, что монтаж подъемников уже подходит к завершению и к запуску участка они будут полностью готовы.

Но, как показывает сегодняшняя практика петербургской подземки, построить еще не означает пользоваться.

НА ТРИ МЕТРА ВНИЗ

Не всем пассажирам известно, что в 2006 году в Петербурге появилась первая станция метро, оборудованная лифтом для пассажиров с ограниченными возможностями, – «Парнас». Она наземная, спуск неглубокий, всего на 3 метра, но будем считать, что она стала полигоном для испытания новой технологии.

Следующие подъемники в метро появились только через 12 лет, ими обзавелись «Новокрестовская» и «Беговая». Эти станции строили к чемпионату мира по футболу, городу важно было показать доступность подземки для всех без исключения пассажиров.

Но на этом история лифтов в метро закончилась, их, судя по всему, так и не запустили в постоянном режиме. Причины неизвестны.

РАБОТА ПО ЗВОНКУ

По словам сотрудников ГУП «Петербургский метрополитен», из трех вышеперечисленных станций воспользоваться лифтом можно лишь на «Парнасе». Как только станция открылась, пассажиры стали использовать лифт не по назначению, поэтому оборудование перевели на режим работы по звонку.

«Лифт предназначен для колясочников, на «Парнасе» человеку, конечно, помогут, но станций с такими подъемниками в Петербурге всего три. На сегодняшний день метрополитен оснащен всем необходимым для помощи маломобильным пассажирам», – сообщили в подземке.

ПОМОЩЬ В ПУТИ

За последние годы метрополитен действительно стал гораздо дружелюбнее к людям с ограниченными возможностями. В подземке заработало специальное подразделение – Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. Эта служба помогает не только людям на колясках, но и беременным женщинам, мамам с колясками, пожилым с тяжелым багажом. Их сопровождают от входа в вестибюль до посадки в вагон, потом
заявка передается дежурному по обслуживанию пассажиров на станции прибытия для встречи человека.

Кроме того, на каждой отремонтированной станции появляются расширенные двери, которые открываются автоматически. Наземные вестибюли оборудуют пандусами, при замене эскалаторов используются безопасные для инвалидных колясок ленты.

БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА

Но лифтов все же не хватает, уверен член общественной инспекции Ассоциации ветеранов, инвалидов и пенсионеров Павел Запорожец. По его словам, самая тяжелая группа – это колясочники, на эскалаторе им не обойтись без помощи, для них включают отдельный подъемник.

«Лифты нужны, чтобы люди на колясках могли более комфортно попадать в подземку. Сегодня маломобильные пассажиры очень активно используют метро, с каждым месяцем их становится все больше. И нужно понимать, что это вопрос безопасности не только для них, но и для остальных пассажиров, потому что даже облегченная коляска весит около 10 килограммов», – пояснил Павел Запорожец.

ТОЛЬКО НА НЕГЛУБОКИХ


Как отметили в метрополитене, на старых станциях лифты уже не появятся. Более того, их оборудуют не на каждой новой. На новом участке Фрунзенского радиуса проектировщики обделили лифтом «Проспект Славы» – станция слишком глубоко уходит под землю. В «Метрострое» пояснили, что подъемники появляются только там, где пассажирские платформы расположены совсем рядом с поверхностью земли, как на станциях «Дунайская» или «Шушары».

«Наличие пассажирского лифтового оборудования обусловливается проектом. А проект должен соответствовать нормам и правилам в строительстве гражданских объектов. Сегодня лифты строятся на станциях наземных и мелкого заложения», – рассказали в «Метрострое».

СТАРАЯ ИДЕЯ

Считать лифты в подземке требованием нового времени ошибочно, уверен инженер, историк петербургского метро Дмитрий Графов. Первые проработки, касающиеся установки подъемников такого типа, датируются еще 1958 годом.

«Идее создания лифтов в подземке практически столько же лет, сколько самой подземке. Этим занимались проектировщики, которые создавали первые участки метро. Но с одной лишь разницей: тогда лифт рассматривался не в помощь эскалатору, а вместо него. Это были времена Хрущева, экономили на всем, строили простые и относительно дешевые станции. А наклонные тоннели с эскалаторами при этом стоили всегда очень дорого. Но оказалось, что лифты не способны их заменить, прежде всего с точки зрения безопасности пассажиров. Никто не хотел брать на себя такую ответственность, да и лифтовая промышленность не была так развита, выходы на зарубежные рынки отсутствовали», – рассказал Дмитрий Графов.

По словам историка, современному метрополитену лифты очень нужны. Сегодня Петербург считается туристическим центром России, и основной вид транспорта тоже должен быть гостеприимным.

Закрыть