Яндекс.Метрика
  • Татьяна Копылова, Нина Астафьева

Петербург будет развиваться по японскому опыту

Городу интересны передовые технологии

В Токио состоялось XI общее заседание Рабочей группы по вопросам городской среды, в котором в составе делегации правительства РФ принял участие вице-губернатор Петербурга Олег Марков.

В процессе встречи японские и российские специалисты обсудили результаты совместной работы во Владивостоке и Воронеже, а также перспективы сотрудничества с Северной столицей. Именно в этих регионах ведется работа по реализации совместных проектов в области городского хозяйства.

Олег Марков отметил интерес Санкт-Петербурга к инновационным и перспективным технологиям, применение которых позволит городу стать более современным и максимально комфортным.

В частности, Петербургу будет полезен японский опыт в рациональном использовании городских площадей и создании так называемого «зеленого каркаса» на приграничных территориях с Ленинградской областью.

Кроме того, при условии адаптации под климатические особенности Петербурга интересен и проект «Умный здоровый дом».

«Наши отраслевые специалисты готовы проработать предложения по территориям для создания экспериментальных «умных» кварталов в Петербурге по успешному опыту Японии в Йокогаме и вблизи Токио», – сказал Олег Марков.

Крайне интересен и актуален для Петербурга и японский опыт в вопросах городского транспорта. Вице-губернатор города поблагодарил иностранных коллег за возможность тестирования инновационных технологий, основанных на альтернативных источниках энергии.

В частности, среди проектов, представляющих интерес для города, Олег Марков выделил поезда с автоматической системой управления (без машиниста) Tokyo Waterfront New Transit Waterfront Line, а также организацию высокоскоростной железнодорожной линии Токайдо-Синкансэн и скоростной трамвай Тоямы. Заинтересовала вице-губернатора и система обеспечения безопасности пассажиров Токийского метро (система резерва чистого воздуха, газоанализаторы, стерео-видеокамеры).

Кроме того, петербургских специалистов по содержанию городского жилищного-коммунального хозяйства интересует опыт Японии по мониторингу состояния конструкций жилых зданий и новые технологии реконструкции действующих коллекторов, а также способы очистки сточных вод и строительство канализационных сетей.

«Петербургский дневник» обсудил будущий зеленый каркас с урбанистом Михаилом Климовским и пришел к ожидаемому выводу: в каркас требуется включить не только территории на границах двух субъектов, тем более, что там и так находится «Зеленый пояс славы». Следует сначала реорганизовать «серый» промышленный пояс, отделяющий центр от спальных районов, разумеется, также преобразовав его в зеленый, каким бы лакомым ни казалось это место для застройщиков жилых кварталов. Кстати, промышленных поясов в городе три: не только «серый» пояс, но и территории советских заводов, подчас в самом центре (например, Ленполиграфмаш на Карповке), а также современные автокластеры в бывших пригородах.

«Словосочетание «зеленый каркас» сейчас почти не употребляют, - отметил Климовский. – Это термин из 50-60-х годов. Современные города нуждаются в непрерывной зеленой зоне, причем, ее развитие должно сопровождаться «зеленым» просвещением населения, расстановкой приоритетов, направленных на то, чтобы родителям, например, приятно было гулять с детьми в парках, а не в торговых центрах. Это все называется green infrastructure, и все крупные города – Лондон, Нью-Йорк, Милан – имеют такую отраслевую программу. У них комплексный подход, они решают проблему с биоразнообразием окружающей среды».

По словам эксперта, бездумные действия озеленителей могут даже нанести вред: так, в Москве поспешили облагородить знаменитые соловьиные рощи, выкосили всю траву, порушив тем самым биологические пищевые цепочки, а в результате – рощи остались, а соловьи исчезли. Сейчас биологи ведут борьбу за сохранение в парках старых листьев. Их обычно жгут или вывозят, а между тем листва – это естественная подушка, сохраняющая влажность в почве. Чересчур сухая почва, как известно, превращается в микропыль, которая весной разносится по улицам на горе астматикам, да и корни деревьев она держит плохо. Помимо соловьев, города лишились пчел: во-первых, потому что стало меньше плодовых деревьев, во-вторых, разрозненные зеленые островки – не для пчел и не для птиц, им нужно, чтобы зеленая полоса, хотя бы одна на весь город, была непрерывной. И миланцы уже сделали свою систему зеленых лучей – от центра к окраинам. Петербургу следовало б начать с того же – а не с границы города и области. Кроме того, озеленение можно пустить по вертикали, по стенам и эстакадам.

Японский общественный транспорт также заинтересовал петербургских чиновников. Здесь можно упомянуть и беспилотное метро, в котором, видимо, в память о газовой атаке 1994 года, есть даже резерв чистого воздуха. Там, куда не дотягивается метро, ходит скоростной поезд и скоростной трамвай. Эти новинки «ПД» обсудил с урбанистом Александром Минаковым. Он, правда, начал с того, что предложил отменить систему личного досмотра для всех мужчин с сумками. Правила досмотра внедрили после теракта, но за два года она многим надоела.

«Идея беспилотного транспорта мне нравится, сам ездил в таком поезде в Копенгагене и остался доволен, - заметил Минаков. – Еще нашему метро не помешала бы хорошая система указателей и новый дизайн. Меня изрядно раздражают грохочущие поезда, от них тоже стоило бы избавляться. Когда их все спишут, можно будет подумать и о беспилотниках. Но пока что мы ездим в старых вагонах, которым уже по полвека. Хорошо, что  появились поезда «Ласточка», которые ходят в наши пригороды. По комфорту и оперативности они не уступают скоростным поездам».

Закрыть