Максим Мейксин: «Единственный способ решить проблемы на улице Рубинштейна – это договариваться»
На днях жители дома 23 по улице Рубинштейна, где жил писатель Сергей Довлатов, отказались от фестиваля «День Д». Петербуржцы устали от постоянного шума. Как помирить горожан и представителей ресторанного бизнеса на Рубинштейна? Когда начнется ремонт школы №216? С какими проблемами район сталкивается сегодня? Об этом «ПД» рассказал глава Центрального района Максим Мейксин.
– Максим Семенович, вы много внимания уделяете работе с жителями. Расскажите о трех-пяти проблемах, которые удалось уже сейчас решить.
– Честно говоря, тяжело говорить о конкретных решенных проблемах: это работа, которая ведется постоянно. Во время встречи с жителями района, конечно, мы обсуждаем и решаем проблемы прежде всего в точечном порядке. Обращается житель конкретного дома и просит осушить подвал или починить кровлю, я передаю специалистам, они устраняют.
Я бы выделил три больших основных направления, над которыми предстоит еще поработать. Это вопросы, связанные с благоустройством территорий района, с организацией зеленых насаждений и жилищно-коммунальным хозяйством.
Не секрет, что в Центральном районе большая часть жилого фонда – исторические дома и дома-памятники. Если мы говорим про ремонтно-реставрационные работы, то они требуют особого подхода, в отличие от работ на зданиях в других районах Петербурга. Конечно, вместе с историческим наследием досталось большое количество коммунальных квартир, которые возникли уже после Великой Отечественной войны. К нам поступает много обращений по поводу незаконных перепланировок в них, создания новых хостелов и гостиниц.
Еще одна немаловажная проблема – дефицит парковочных мест. Недавно я ездил на встречу с жителями одного из домов по Лиговскому проспекту. Они жаловались, что их двор – сплошная парковка, в том числе для транзитного транспорта. Потому что на Лиговском проспекте не припарковаться и люди вынуждены искать места в ближайших дворах.
Жители хотят жить в комфортных условиях, на благоустроенной территории. Над этим мы сейчас и работаем вместе с ними.
– Недавно вы проводили круглый стол с представителями бизнеса и жителями улицы Рубинштейна. Принесла ли беседа какие-то результаты? Возможно, рестораторы согласились взять на себя расходы по содержанию домов?
– У нас очень лояльное законодательство и полномочия районной администрации серьезно ограничены. Я как-то сравнивал российскую и европейскую практики. После изучения становится понятно, что нам еще предстоит совершенствовать нормативную базу. Допустим, в Германии администрация имеет право ограничивать и устанавливать время работы того или иного заведения, чтобы не нарушался режим тишины для жителей. Наши органы власти такими полномочиями не обладают. Кроме того, есть несовершенство законодательства по поводу ограничения курения табака.
С одной стороны, это правильная история – запрет курения в общественных местах. С другой стороны, а что лучше: когда люди курят возле входа в ресторан и доставляют неудобства жителям дома, где находится заведение, или организовать курительные комнаты внутри самих заведений. Например, сделать современную вытяжку, которая весь дым выведет по каналу вентиляции, и тем самым он не будет мешать жителям.
Кроме того, на Рубинштейна ежедневно проезжает много транзитного транспорта. Чтобы разгрузить улицу, один из вариантов – запретить движение, но тут же возникнет вопрос возможности подъезда к жилым домам. Поэтому сделать ее полностью пешеходной невозможно. Самый цивилизованный и эффективный способ – организация платной парковки. Она ограничит транзит транспорта. Сейчас мы над этим вопросом работаем. При этом жителям домов на этой улице платная парковка урона не нанесет. Сейчас, согласно правилам, с 20:00 вечера до 8:00 часов утра она бесплатная.
Подчеркну, что сейчас единственный способ решить проблемы на улице Рубинштейна – это договариваться. Мы взяли на себя функцию модератора, чтобы помочь договориться жителям и рестораторам. Последние готовы взять на себя ограничения, связанные со временем работы, а также уборку и охрану территории, поддержание порядка, а жители предоставят свои предложения, чтобы договориться о взаимном соблюдении интересов друг друга. У меня на столе лежит порядка 30 подписей под разными предложениями со стороны рестораторов и жильцов. Сейчас они договариваются между собой и вырабатывают принципы, по которым будут взаимодействовать. Мы считаем, что это вполне реально. Если это получится, то в нашей стране решение проблемы в формате такого самоуправления будет первым подобным опытом.
– Сейчас на слуху у многих еще одна улица. Это история с фресками на Радищева. Есть ли у жителей района шанс, что их не закрасят?
– Я сразу уточню, что фрески появились на доме-памятнике. Любое изменение облика здания, появление рисунков, тем более на памятнике, рассматривается как вандализм и считается уголовным преступлением. Если сейчас это не прекратить, художник почувствует безнаказанность, а история уйдет в массы и ее потом будет сложно остановить. Нельзя судить о том, красивые это фрески или нет. У каждого свое понимание красоты. Но есть закон. Если жители считают, что то или иное здание можно украсить, то это нужно согласовывать с властями города. Кроме того, если это жилое здание, то нужно знать мнение и других собственников. Не факт, что людям понравится затея поменять внешний облик здания. В любом случае нужно отталкиваться от закона, люди должны понимать, что за порчу имущества придется заплатить из своего кармана.
– Давайте уточним. Закрасят фрески все-таки или нет?
– Сейчас все помещения в этом доме находятся в частной собственности. Мы передали материалы с этим инцидентом в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Руководство ведомства будет решать, передавать ли документы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и как будут восстанавливать облик здания.
– Уточните, пожалуйста, началась ли работа по переработке проекта капитального ремонта детской поликлиники №44 на Мытнинской улице. Когда планируется приступить к ремонту?
– Я считаю, что инцидент исчерпан. Поликлиника функционирует, врачи работают и принимают пациентов. Но здание все еще нуждается в серьезном капитальном ремонте. Сейчас специалисты начнут корректировать проект капитального ремонта поликлиники.
В этом году постараемся сделать часть работ по капремонту здания. Это, скорее всего, ремонт кровли, части инженерных коммуникаций, также, возможно, заменим окна и проведем отопление. Как только подкорректируем проект, начнем полномасштабные работы по капремонту. Они будут разделены на этапы. Здание большое, порядка 4 тысяч квадратных метров. Планируем, что к концу 2021 года поликлинику отремонтируем полностью.
– В январе этого года обсуждалась судьба домов 21-29 по Тележной улице. Градозащитники представили проект сохранения домов КГИОП. Там отметили, что его должны посмотреть эксперты. Есть ли информация о том, сохранят ли здания или снесут, исходя из предложенного проекта?
– Есть результаты экспертизы, согласно которым, дома нужно сносить. Восстановление и сохранение будет очень дорогим, однако в процессе реконструкции планируется сохранить исторические фасады зданий.
Стоит отметить, что на Тележной улице сложные грунты. На этой территории в XVIII-XIX веках находились рынки, кладбища и свалки, что повлияло на активность подземных вод, образование торфа. Кстати, из-за грунтов мы вынуждены были закрыть улицу – одно из зданий имеет очень высокую аварийность, его фундамент проваливается в грунты. Есть вероятность того, что он может просто упасть.
Да, можно вложить средства в сохранение этих зданий, заняться выемкой грунтов, усилением фундаментов. Но это будет нецелесообразное использование денег, учитывая состояние территории и зданий. Что в дальнейшем будет находиться на земельных участках, где стоят дома, сказать тяжело.
Ранее была идея открыть многофункциональный молодежный центр Центрального района. Создание центра обойдется в несколько миллиардов рублей. Однако до конца не понятно, будет ли ходить в этот центр молодежь. Этот вопрос обсуждаем, хотя целесообразнее отдать территорию под гостиницы. Недалеко находится Московский вокзал, и они были бы востребованы.
Но конкретного решения по этой улице нет. Идет активное обсуждение различных вариантов дальнейшей судьбы территории и домов. В любом случае, если это будет любой проект, кроме социального, того же молодежного центра, то, возможно, власти города привлекут инвестора.
– Дом 31 по Тележной улице, по последней информации, расселили только частично. Однако там еще остались люди, которых не устроила компенсация от города. Есть ли понимание, когда людей из дома выселят полностью? Закончил ли город судиться с жильцами?
– Этот дом еще в 2016 году признали аварийным и подлежащим сносу. Тогда 27 семей уехали оттуда добровольно. Осталось только 12 семей. В конце 2017 года в судах рассматривались иски по поводу компенсаций. Сейчас все квартиры освобождены, а компенсации на общую сумму 130 миллионов рублей выплачены.
– Получили ли жители дома 10 по Полтавской улице квартиры? По имеющейся информации, всем жильцам должны были предоставить жилье. И что будет с самим зданием – как его будут использовать или его планируют снести?
– Возвращаясь к теме проблемных грунтов. У нас яркий пример – дом на Полтавской, 10. Он внезапно начал падать. Экспертиза показала, что это проблема именно грунтов.
Сейчас в доме никто не живет. Изначально шесть семей отказались выезжать из дома, но в итоге с ними удалось решить все вопросы. Остался один собственник. Сейчас с ним решается вопрос в судебном порядке. Его не устроила компенсация. Пока он проживает в маневренном фонде.
Что касается самого дома. Здание состоит из трех частей. Дом, лицевой фасад которого выходит на Полтавскую, 10, и два внутридворовых флигеля. Один из них сейчас буквально валится на соседнее здание. Из-за чего основной корпус тоже начал наклоняться.
В этом году мы решим вопрос с инженерными коммуникациями, и либо в конце этого, либо уже в следующем году проведем обследование. Только после этого станет понятно, сносить флигель целиком или разбирать его с восстановлением. О том, что же там будет после всех работ, пока неизвестно. Сейчас с лицевого и внутридворовых фасадов рабочие сняли штукатурку, чтобы можно было следить за состоянием всего дома.
– Летом прошлого года представили проект нового общественного пространства на территории Мытного двора. Тогда прошли публичные слушания и жители предложили свое видение развития территории. Уточните, пожалуйста, информацию о судьбе проекта.
– Есть действующее постановление правительства Петербурга №250 от 2013 года о предоставлении для приспособления под современное использование здания по адресу Евгеньевская улица, 2, литера А. Кстати, литеры Б, В, Д и У также находятся в частной собственности. Поэтому прежде всего нужно получить согласие собственников на выкуп земельного участка и тогда решать, будет ли там общественное пространство или зона зеленых насаждений. До этого преждевременно обсуждать вопросы, связанные с этой территорией.
К слову о зеленых насаждениях: я сейчас рассматриваю несколько перспективных площадок для создания новых зеленых зон в районе. Но пока говорить о них не буду. Думаю, что до конца года они появятся.
– Сейчас идет реорганизация школы №216 с углубленным изучением польского языка. По имеющейся информации, с 1 сентября дети уже будут обучаться в стенах другой школы. Как планируется использовать здание, которое освободят школьники?
– С 1 сентября все дети начнут учиться в стенах школы №206. Кстати, сотрудники также перейдут на работу туда. Дело в том, что в здании школы №216 обучались всего 136 детей в шести классах. Эту работу обеспечивали 30 штатных сотрудников. Надо признать, что интерес к польскому языку не очень большой, поэтому детей в школу не приводили. С 1 сентября 2015 года школа ни разу не набирала достаточное количество желающих там обучаться.
Поэтому решили объединить 216-ю и 206-ю школы в одно юридическое лицо. Там будут организованы отдельные классы для изучения польского языка. Кружки, студии сохранятся, в таком же составе будут работать и дальше. Мы планируем до 1 сентября этого года перевезти все оборудование и полностью переехать.
Но к ремонту 216-й приступим не сразу. Сначала сделаем его в школе №211, а в это время дети будут учиться в стенах школы №216. Будем стараться закончить капремонт к 1 сентября 2020 года, а потом займемся 216-й.
– Дом 40 по набережной реки Мойки обещали включить в краткосрочный план капитального ремонта 2019 года. Включил ли Жилищный комитет этот дом в план, отремонтируют ли его в этом году?
– К сожалению, пока дом не включили в краткосрочный план. Фонд капитального ремонта согласовал проектную документацию для проведения работ по инженерным коммуникациям и ремонту фасада здания, но это уже в следующем году. Со своей стороны, мы тоже не можем провести ремонтные работы в доме, так как не получили согласие для доступа в квартиры со стороны многих жильцов. Сейчас управляющая компания ведет разъяснительную работу с жителями.
– В Центральном районе проходит множество праздников и гуляний. Насколько подготовка к ним отвлекает от ежедневной работы?
– Мы специально подсчитали, что из 4,5 тысячи мероприятий, которые проходят в Петербурге, 3,5 тысячи приходится на Центральный район. Это несколько сотен мероприятий в неделю. Безусловно, наш район – лицо города. Поэтому нам приходится готовиться ко всем событиям основательно: заниматься благоустройством, безопасностью, инфраструктурой.
– Восьмого сентября в городе пройдут муниципальные выборы и выборы губернатора Петербурга. Как проходит подготовка к ним?
– Мы работаем в формате содействия избирательным комиссиям. Нам необходимо организовать на территории района 83 участка избирательной комиссии. Это помещения, где члены комиссии должны будут работать, питаться, там должно быть безопасно, чтобы жители могли комфортно проголосовать. Мы также создаем участки на территориях трех больниц. И один участок – на территории Московского вокзала, чтобы те, кто приезжает в город или уезжает из него, могли проголосовать. Кроме того, 12 участков будет организовано на территориях садоводств во Всеволожском и Кировском районах Ленинградской области.