Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Как железные люди взбегают на пик Ленина

В горах Памира завершилась самая высотная и самая экстремальная гонка в мире. О работе на этом уникальном соревновании рассказал «ПД» известный петербургский фотограф Андрей Чепакин

Высотный бег (скайраннинг), как считают организаторы состязания Lenin Race Vertical SkyM arathon, это не бег в горах, а скоростной альпинизм, хотя участникам соревнования не приходится преодолевать сложные скальные участки. Пик Ленина, несмотря на свою высоту, считается одной из простых вершин для восхождения. Хорошо подготовленные спортсмены могут подняться на нее без особого специального снаряжения. Но только самые одаренные и натренированные способны сделать это на скорость.

МАСТЕР В БОЕВОЙ ФОРМЕ

Фотограф Андрей Чепакин – не только признанный мастер своего дела, лауреат многих престижных конкурсов, но еще и спортсмен, марафонец. Он почти ежедневно пробегает 10-15 километров, а раз в неделю – полумарафонскую дистанцию. Весной Андрей перенес онкологическую операцию и по требованию врачей месяц не мог тренироваться. Он с трудом выдержал этот срок без любимого бега. Быстро набрав достойную физическую форму, Андрей смог принять предложение поработать на самой высотной гонке мира.

«Организаторы соревнования на пике Ленина знают меня по работе на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта Red Fox Elbrus Race на Эльбрусе, который проходит в конце апреля – начале мая. Мне рассказали об условиях гонки на Памире. Я подумал и согласился, хотя теперь понимаю, что надо было немного по-другому построить свою подготовку к этой работе», – рассказал он.

Путь к пику Ленина лежит через киргизский город Ош, куда есть прямой авиарейс из Петербурга. От Оша через Алайскую долину до базовых лагерей, расположенных на высоте 3600 метров, участников по горному серпантину доставляет микроавтобус. «В одном из базовых лагерей во времена СССР был центр федерации альпинизма.

В этом году его расконсервировали. На этом плато вполне комфортные условия – теплые палатки-юрты, в которые подведено электричество от генератора. Работает мобильная связь, Интернет. Следующий лагерь расположен на отметке 4400 метров. К нему уже нельзя доехать на транспорте, все грузы или доставляют на лошадях, или несут на себе», – сообщил петербургский фотограф.

ВЫСОТА - САМЫЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ЭКСТРИМ

Когда-то альпинисты в нашей стране не пользовались услугами носильщиков, а сейчас в горах Памира работают шерпы – и настоящие, из Непала, и местные, и приехавшие из самых разных стран мира на заработки. Горные восхождения давно стали индустрией. Шутят, что если у человека есть деньги, то его могут буквально занести на вершину. Но, конечно, участникам гонки на пик Ленина пользоваться посторонней помощью запрещено.

«Высота – уже сама по себе экстрим. Давно доказано, что на уровне выше четырех тысяч метров человек испытывает огромные нагрузки, все процессы в организме замедляются. Даже заснуть тяжело, – объясняет Андрей Чепакин. – Хорошо, что у меня нет горной болезни, а то были отдельные персонажи, которые уже в базовом лагере на отметке 3600 метров лежали пластом, – усиливаются головные боли, подскакивает давление».

Для того чтобы адаптироваться к условиям соревнования, участники приезжают сюда за несколько недель до гонки, акклиматизируются, совершают тренировочный подъем на вершину. Впрочем, для некоторых пик Ленина – рабочее место, и они работают здесь гидами. Таких, правда, очень немного.

Старт к вершине дают в четыре часа утра, лимит времени на преодоление дистанции – девять часов. Измерить дистанцию в привычных единицах можно – длина 14 километров, перепад высоты – 2734 метра. Но эти цифры мало что скажут о фантастической сложности этого настоящего испытания спортсменов на прочность.

«На такой высоте возможности организма резко снижаются. Делаешь всего десять-двадцать шагов, и наваливается усталость, – говорит Андрей. – В марафоне к вершине участвовали в этом году всего 14 человек со всего мира, в том числе три женщины. Из мужчин вершины достигли пятеро (первым с результатом 5 часов 10 минут был австриец Доминик Сальшер), из женщин – две, победила наша Оксана Стефанишина. Судьи строго следят за контрольным временем, и если участник не укладывается в норматив, то его снимают с дистанции, отправляют на спуск. Конечно, не все бывают согласны с таким решением. Упорных греков приходилось разворачивать, когда вершина, казалось, была рядом. Они пытались убедить арбитров дать им подняться на вершину. Но судьи объяснили, что они участвуют в соревновании и должны подчиниться правилам, а на пик Ленина могут подняться в другой раз, приехав сюда самостоятельно». Среди участников гонки такого уровня сложности в основном люди, для которых горы –это вся жизнь. Например, Вячеслав Шейко из Киргизии, занявший третье место, по профессии инструктор по альпинизму, работает гидом, водит в горы группы туристов.

НЕЛЬЗЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ НИ НА СЕКУНДУ

Андрею Чепакину, чтобы фотографировать гонку, пришлось отправиться во второй лагерь на отметку 5300 метров за сутки до старта.

«Вышли ночью, светили себе налобными фонариками. Маршрут вроде бы не самый сложный. Но все-таки есть достаточно крутые участки плюс главная опасность – трещины, через которые можно перейти по «мостикам» из замерзшего снега, горизонтальным лестницам или просто перепрыгивать, разумеется, используя все положенные средства страховки, – рассказывает Андрей. – В горах очень опасно. Здесь нельзя ни на секунду расслабляться. На одной из скал в самом начале пути к вершине есть металлические таблички, посвященные тем, кто погиб при восхождениях. Здесь произошло много трагедий.Однажды в на чале 1990-х из-за схода лавины, накрывшей лагерь, погибли больше 40 альпинистов. Горы коварны, может неожиданно опуститься туман – двигаться становится нельзя, а оставаться на месте опасно, есть риск замерзнуть насмерть».

Туман опустился и за день достарта. Андрею Чепакину пришлось ждать. «Это были очень трудные часы. Я по характеру своему не могу ничего не делать, мне надо двигаться, а пришлось просто сидеть, и это было мучительно».

Погода наладилась, и в три часа ночи фотограф отправился выбирать точки съемки. Лидер гонки австриец Доминик Сальшер появился на трассе, когда еще не рассвело.

«Я снял его, мы обнялись, Доминик пошел наверх, я начал медленно спускаться. Условия не располагали долго находиться на одном месте, – объясняет Андрей. – Решил, что буду двигаться навстречу участникам, чтобы каждого снимать на «эксклюзивном» плане. Одних ловить телевиком, потом «перестегивать» объективы и других снимать с более близкого расстояния. Много аппаратуры с собой было не взять. У меня и без нее накопилось вещей на дополнительный 35-литровый рюкзак – спальник, коврик, дополнительная одежда, питание и термос, аптечка, обвязка, кошки, которыми я себе беспощадно угробил новые штаны».

Сейчас Андрей Чепакин готовится к Берлинскому международному марафону, на котором будет не работать, а бежать, ведь он в 62 года в своей возрастной категории показывает достойное время – 3 часа 17 минут на дистанции 42 километра 195 метров. Впрочем, уверен Андрей, это только промежуточный результат.

Закрыть