Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В Петербурге появился памятник Герою Советского Союза Викентию Грязнову

В церемонии открытия принял участие Александр Беглов

Сегодня, 9 августа, в Авиагородке в сквере имени Викентия Грязнова (ул. Пилотов, между домами № 20 и 24) состоялась церемония открытия памятника Герою Советского Союза Викентию Грязнову, пожертвовавшего жизнью в 1973 году ради спасения пассажиров захваченного террористом Ту-104 вылетевшего на плановый рейс Ленинград - Москва.

В торжественной церемонии открытия принял участие временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов. Он сказал: «Когда мы вспоминаем о людях, награжденных Звездой Героя, обычно перед глазами встает образ воина, совершившего ратный подвиг, но героями не рождаются, ими становятся. Викентий Грязнов совершил свой подвиг в мирное время. Пять лет назад этому скверу было присвоено имя героя. Сегодня, открыли посвященный ему памятник. Мы всегда будем помнить своих героев».

Также в церемонии принял участие председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров и члены семьи героя.

«Когда это произошло, мне было 20 лет, я училась в университете, тогда был ясный теплый день. Мы жили в соседнем доме на Штурманской, когда возвращалась домой, увидела у дома много летчиков, мама на кухне плачет. Так я узнала, что папа погиб, - рассказывает дочь Викентия Грязнова. - Когда из Москвы приехали посмертно награждать отца Золотой звездой Героя, это происходило просто на нашей кухне, потому что все случившееся сразу засекретили и запретили даже родственникам рассказывать. То, что сегодня мы помним своих героев и чтим их память, говорит о том, что в нашей стране происходит что-то хорошее».

«Я выросла на воспоминаниях о дедушке, о пилоте гражданской авиации, то есть там не предусмотрено, что человек может не вернуться домой. Нас в семье воспитали на подвиге дедушки»,- добавила Полина Грязнова, внучка героя, главный инициатор установки памятника.

23 апреля 1973 года. Самолет ТУ-104. Обыкновенный рейс Ленинград – Москва. Тогда совершали по 10-12 рейсов в сутки из Ленинграда в столицу.

Самолет взлетел, на высоте примерно 7-8 тысяч метров в кабине экипажа раздается сигнал «Вызывает бортпроводник». Командир корабля Вячеслав Янченко приказал бортмеханику Викентию Грязнову узнать, что произошло. Спустя несколько минут он вернулся и передал командиру конверт.

«Он был не запечатан. На нем корявым почерком было написано: «Командиру корабля на чтение 5 минут». В самом конверте лежало письмо. Четыре тетрадных листа. В начале письма было требование впустить автора в кабину, иначе он взорвет самолет. Дальше он просил выполнить его команду, сменить направление и лететь в Швецию, в Стокгольм», – вспоминает Вячеслав Янченко.

Командир корабля принял решение садиться обратно в аэропорт Шоссейная (сейчас – Пулково). Чтобы не выдать, что самолет вернулся в Ленинград, пилоты до последнего не выпускали шасси – шум мог привлечь внимание преступника. Выпустили только на высоте 150 метров. Все это время Викентий Грязнов уговаривал террориста сдаться и отвлекал его. В последний момент, почувствовав, что самолет садится, а за окном совсем не Швеция, преступник взорвал бомбу. Грязнов погиб, до последнего пытаясь помешать террористу.

Самолет получил повреждения, но командир борта смог посадить машину, никто из пассажиров не пострадал.

Викентию Грязнову было присуждено звание Героя Советского Союза посмертно.

Закрыть