Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Президент за решеткой – это всегда дестабилизирующая ситуация: что происходит в Киргизии

Ситуацию «Петербургскому дневнику» прокомментировал специалист по Средней Азии

В селе Кой-Таш неподалеку от Бишкека уже второй день штурмуют резиденцию экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. В июне парламент лишил его депутатской неприкосновенности, считая, что бывший глава государства должен ответить за коррупцию (привычку ставить обслугу на руководящие посты), потворство криминальным авторитетам и прочие прегрешения. В их число вполне могут записать и смертельный выстрел, который накануне поразил одного из штурмовиков. Атамбаев не скрывает, что отстреливаться начал он сам.

По сведениям сайта «Новости Ферганы», днем 8 августа в сторону резиденции Атамбаева выехал милицейский таран. Напомним, что Алмазбек Атамбаев стал президентом страны в 2011 году, сменив временного правителя Розу Отунбаеву и выиграв вполне честные выборы. Он ушел со своего поста в 2017-м, оставив преемника – Сооронбая Жээнбекова, с которым находился в более чем мирных отношениях: они принадлежали к одному политическому клану. Сейчас, два года спустя, у Жээнбекова появились претензии к бывшему лидеру, а парламент его в этом поддержал.

Ситуацию «Петербургскому дневнику» прокомментировал специалист по Средней Азии, этнолог и доктор исторических наук Сергей Абашин:

«Вряд ли это противостояние отразится на нашей стране, потому что оба лидера – нынешний и предыдущий президенты – очень лояльно относятся к России, и недавно даже пытались помириться с помощью Кремля. Примирение не состоялось: противоречия уже вошли в острую фазу, и к тому же нужно учитывать особенности характера предыдущего президента: он очень эмоциональный человек, резкий и не склонный к компромиссам и условиям. Так или иначе, и Жээнбеков, и Атамбаев понимают, что Киргизия зависит от России и других возможных доноров, так что ссориться с ней не будут. Есть риск общей дестабилизации, маленькой гражданской войны, но вряд ли конфликт выйдет за рамки, станет масштабным. Борьба идет внутри одной группировки, даже не между кланами, и сохраняет локальный характер. Большого потока беженцев тоже ожидать не придется.

Население не слишком обожало Атамбаева. Ненависти, однако, тоже не было. Я хочу сказать, что вряд ли толпы киргизов выйдут на площадь, чтобы потребовать освободить Атамбаева или, наоборот, призвать на его голову самые строгие кары. Самый активный народ живет на юге страны, но юг как раз поддерживал Атамбаева. Южане не пойдут требовать его ареста, а защищать себя пока способен он сам. Вообще, в Киргизии много разных политических и неполитических сил, которые всегда друг друга уравновешивают. У любого лидера тут была, есть и будет оппозиция. И ни у одного нет абсолютной поддержки в обществе, везде поддержка относительная. Соответственно, у Алмазбека Атамбаева тоже остались люди, которые его поддерживают, и он может их рано или поздно мобилизовать. Но все равно конфликт останется внутри Бишкека, на всю страну, как в 2010 году, не распространится. Ну, может быть, Россия вмешается и попробует урегулировать конфликт.

Атамбаев, как мы видим, ведет себя очень уверенно. Гораздо уверенней, чем Жээнбеков. Он пока очень нерешителен: помнит, наверное, что Атамбаев сам выдвинул его в преемники. И понимает, что не все рычаги власти в его руках. Весь предыдущий опыт показывает, что наиболее выгодная ситуация для лидеров Киргизии:  когда предыдущий лидер покидает страну. Так сделали оба президента: Акаев и Бакиев. Видимо, к такому же решению будут склонять Атамбаева. Понятно, что экс-президент в тюрьме создает дестабилизирующую ситуацию.

Добавлю, что Киргизия - одна из самых бедных стран на постсоветском пространстве. Экономически она на уровне с Таджикистаном, но сложностей даже больше. Отсюда самая большая миграция не только в Россию, но в другие страны, и она очень зависит от богатых соседей: России и Китая».