Денис Шабуров: «Капитальный ремонт дома можно сравнить с лечением пожилого человека»

- Денис Евгеньевич, давайте для начала поясним нашим читателям, за что отвечает Фонд в нашем городе. Недавно, например, треснул дом №4 на Выборгской улице. Могли ли жильцы обратиться в Фонд с этой проблемой?
- Дом должен быть включен в краткосрочный план капитального ремонта. Только в этом случае Фонд вправе приступить к его ремонту. Жилищный комитет формирует адреса и виды работ, а затем выходит постановление с их перечнем. Его передают в Фонд, и мы приступаем к работам. Говоря конкретно об этом доме, в первую очередь нужно понять причину образования трещин. Если экспертиза докажет, что причина не в ветхости перекрытий самого дома, а в строительстве жилья по соседству, то дом должен отремонтировать застройщик. Но подчеркиваю еще раз, это решит только экспертиза. В целом, для Фонда неважно, кто или что стало причиной появления аварийности в доме. Если он попадает в краткосрочный план, мы его ремонтируем.
У нас есть яркий пример ошибки застройщика, которая привела к печальным последствиям, – многоквартирный жилой дом на проспекте Косыгина, 17, который построен в 2006 году. В нем более 20 этажей. По проекту его облицевали кирпичом, который уже через несколько лет стал вываливаться.
Застройщик разорился, когда срок гарантии строительных работ еще не истек. Наши специалисты полностью разобрали фасад и затем сделали его заново. Это была долгая и кропотливая работа, которую мы закончили летом прошлого года.
- С какими в целом проблемами сталкивается Фонд, когда приступает к ремонту зданий в нашем городе?
- В первую очередь, это проблема доступа в квартиру, особенно когда это касается ремонта инженерных систем. Один из ярких примеров – ремонт на улице Седова, 93, корпус 8. Большая часть собственников квартиры согласилась переехать на время в маневренный фонд. Но есть три семьи, которые отказываются от переезда. Сейчас там нужно срочно менять аварийные перекрытия между квартирами, потому что санузел в одной из них в удручающем состоянии, полы проваливаются. Но некоторые жители категорически не хотят переезжать, и ремонт им тоже не нужен. Единственное, что им нужно – новое благоустроенное жилье. К сожалению, такие случае не единичны.
С ремонтом аварийных перекрытий между квартирами примерно та же история. Только в этом случае нам нужен доступ сразу в две квартиры, иначе конструкции не поменять. И когда собственники одной квартиры выезжают, а второй - противятся, то опять возникают сложности с началом ремонта.
Есть и еще препятствие. Во многих квартирах трубы с горячим и холодным водоснабжением зашивают в гипрок или облицовывают плиткой. Мы объясняем, что меняем только стояки, зашивать их вновь гипроком или облицовывать чем-либо в стоимость работ не входит. Во-первых, по законодательству этого делать нельзя из соображений безопасности, во-вторых, мы вряд ли найдем ту самую плитку, которая была у собственника до замены труб, в-третьих, наc могут обвинить в нецелевом расходовании бюджетных средств. Напомню, что в этом году капремонт в домах делается в соотношении 50% из средств бюджета Петербурга и 50% взносы горожан за капремонт.
- Вы также ремонтируете не только обычные многоквартирные жилые дома, но и исторические здания и дома-памятники…
- Хотел бы пояснить ситуацию по поводу реставрации фасадов 255 домов-памятников, которые будут включены в отдельную программу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Дело в том, что фасады – только один вид работ из 13 видов, которые предусмотрены законодательством. Инженерные системы, ремонт кровли, замена лифтов, горячее и холодное водоснабжение и другие работы остаются за Фондом. У Комитета есть перечень подрядных организаций, которые занимаются реставрацией. Фонд выполняет ремонтно-строительные работы. Мы не можем позволить себе ремонтировать тот же фасад несколько лет, в отличие от работы реставраторов. Тем не менее, все 255 домов от нас никуда не денутся. Средства, которые были направлены на ремонт фасадов, пойдут на другие виды работ по этим же домам.
- Вас часто обвиняют в некачественном ремонте фасадов домов-памятников. Яркий пример - дом Бака на Кирочной, 24 Расскажите, пожалуйста, привлекаются ли к работам с такими домами профессиональные реставраторы? Как вообще происходит взаимодействие с Комитетом по охране памятников по части согласования работ?
- Я сразу отмечу, что все подрядные организации, которые работают с домами-памятниками, имеют лицензию Министерства культуры РФ. На сегодняшний день работы по дому Бака мы еще не приняли. Рабочие сняли леса с фасадов. Сейчас сформирован перечень замечаний, мы по нему идем и все устраняем. Недостатки есть в работе каждого, но, наверное, нужно судить по итогам работы. В доме Бака, который в течение длительного периода времени не ремонтировался, жители хотят решить все проблемы быстро и за один раз.
Вообще, капремонт любого дома можно сравнить с лечением пожилого человека. Начинаете лечить ему сердце, и обнаруживается проблема с органами пищеварения. Это грубое сравнение, но очень показательное. Вот мы начинаем ремонтировать фасад дома, отбиваем штукатурку и вдруг обнаруживаем трещину, которую невозможно было определить до этого момента. Приходится корректировать проект, включать новые виды работ. Такие случаи не единичны.
- А еще была информация о пропаже витражей в Доме Петрова на Пионерской улице, дом 22…
- В проектной документации есть фотофиксация 2016 года. Когда наши специалисты вышли на объект, часть окон в местах общего пользования уже была заменена на стеклопакеты. Более того, на этих же фото видно, что фасад там неотремонтированный. Очевидно, что пропажа произошла еще до начала работ. Кроме того, в смету замена окон в принципе не входила, и ни одна подрядная организация не будет выполнять работы сверх сметы.
Единственные окна, которые мы меняли, находятся в цокольном этаже. Я могу согласиться с недоработками, но обвинять нас в пропаже витражей, это уже слишком.
- Недавно вы показывали журналистам, как идет ремонт целого ансамбля зданий на Моховой улице. Каким ансамблем планируете заняться после этого?
- Сейчас Фонд капитального ремонта уже приводит в порядок жилой дом, который расположен на 2-й Советской улице, 27. Помимо этого дома, в краткосрочный план 2019 года будут добавлены еще несколько зданий по 2-й Советской. Мы уже отремонтировали около 7 фасадов домов по набережной Адмиралтейского канала, 30 домов на Галерной улице, а совсем недавно закончили с фасадами домов на Сенной площади.
На выполнение всех работ по фасадам домов-памятников мы получили от КГИОП разрешение. На Моховой строители полностью отремонтировали внутридворовые фасады. До конца августа подрядчики закончат работы по лицевым фасадам четырех зданий, которые не являются домами-памятниками.
Подрядчик фонда начал работы по дому по 2-й Советской, 27, с 1 апреля. Вообще, нужно понимать, что лепнину не сбивают, а демонтируют, чтобы сделать по ней отливку для изготовления шаблона и формы будущего архитектурного элемента, затем он заменяется, а другие просто очищаются.
В следующем году на Советской улице в Кронштадте начнется ремонт фасадов жилых домов. Фонд капитального ремонта планирует привести в порядок не менее 7 зданий. Почти все дома – объекты культурного наследия. Тем не менее, никаких сложных архитектурно-декоративных элементов на фасадах нет. Уверен, что специалисты справятся с этой работой.
- В целом, фасады каких еще домов планируете взять в работу в ближайшее время?
- Сейчас у нас в работе довольно сложный объект на Запорожской улице, 23. Это здание бывшего общежития, которое раньше принадлежало одному из военных заводов. Это 13-этажное здание коридорного типа, санузлы расположены в крыльях. Мы сейчас ремонтируем санузлы по всем этажам.
Конечно, делаем по очереди, чтобы люди могли пользоваться туалетом и душевыми в соседнем крыле. В этом доме очень ответственный председатель Совета дома. Под его присмотром мы сделали гидроизоляцию в санузлах, потом залили их водой и сутки держали, чтобы убедиться в защите строительных конструкций санузла от попадания воды. Недавно приступили к ремонту во втором крыле, думаю, что к концу года все закончим.
- Помимо фасадов, фонд восстанавливает здания в случае появления трещин, проблем с перекрытиями, представляющими опасность для жизни людей. Весной вы вручили ключи жильцам обновленного дома на Зверинской, 20. Есть ли сейчас в городе здания, которые Фонд планирует также капитально отремонтировать, как в случае с домом на Зверинской?
- В конце августа мы планируем вручить ключи жителям двухэтажного дома №11, лит. B, по 20-й линии Васильевского острова. Наши специалисты устранили аварийность перекрытий и отремонтировали кровлю дома. Это небольшой двухэтажный флигель с двумя коммунальными квартирами, которые признали аварийными, а самих жителей расселили в маневренный фонд. Косметический ремонт делали по согласованию с собственниками. Сейчас все работы находятся на стадии завершения, осталось провести только газ.
- Давайте рассмотрим еще один конкретный пример. Весной этого года ваш подрядчик должен был представить проект усиления фундамента флигеля дома на Английском проспекте, 26. Уточните, пожалуйста, готов ли проект и когда начнут его восстановление?
- Проект по восстановлению шестиэтажного флигеля дома в ближайшее время отправят на экспертизу. Очень важно, чтобы проектные решения, в том числе по фундаменту прошли экспертизу в обязательном порядке. Все-таки мы будем его полностью восстанавливать, не хочется рисковать. Специалисты разобрали здание до основания из-за состояния 6-этажного флигеля, в котором были расположены 6 квартир, часть из которых – коммуналки. Еще в июле минувшего года Фонд заключил контракт с подрядной организацией ООО «ТЭРРА». Специалисты планировали устранить аварийность двух перекрытий и несущей стены во флигеле, но пришлось разобрать…
- Как обстоят дела с взносом за капремонт? Какова собираемость в городе?
- Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в этом году от 4 до 5 руб. на кв. м в месяц в зависимости от типа многоквартирного дома. При этом учитывается период постройки дома, материал стен, а также физический износ, наличие или отсутствие лифта. Подчеркну, что взнос за капремонт в Петербурге самый низкий по всей России. Я считаю, что за эти деньги мы делаем довольно много. Правильно, что город взял на себя часть расходов на эти работы. Потому что у нас масса работ, которая требует поддержки от городских властей, например, по тем же фасадам домов-памятников. Они обходятся дороже, чем работы на обычных жилых зданиях.