Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Психиатры объяснили, почему в Петербурге так много психически больных

Врачи-психиатры считают, что первое место Петербурга в рейтинге городов с самым большим количеством впервые обнаруженных психических заболеваний объясняется, с одной стороны, высокой выявляемостью расстройств, с другой – особенностями законодательства о психиатрии
Психиатры объяснили, почему в Петербурге так много психически больных Фото: Петербургский дневник

Минздрав опубликован данные исследования, согласно которому Санкт-Петербург занимает первое место в России по количеству впервые выявленных психических заболеваний – в 2018 году выявлено 4 783 новых случая шизофрении, острых психозов и других душевных расстройств. На втором месте Москва – 2,8 тыс. пациентов, затем следует Татарстан (2,5 тыс.). А вот меньше всего выявлено психических заболеваний в Ненецком автономном округе (8 случаев), на Чукотке (44), в Магаданской (56) и Мурманской областях (71), а также в Севастополе (88).

Врач-психиатр высшей категории Олег Аронович так комментирует сложившуюся ситуацию:

«Самое главное – это особенности закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 1992 года. Согласно ему психиатр может осмотреть впервые заболевшего только при согласии самого пациента. Никто – ни родственник, ни сосед, ни полицейский, ни другой врач – не имеют права показать человека с подозрением на психическое расстройство врачу-психиатру, если сам гражданин не согласен. В диспансере врач-психиатр попросит родственников или соседей привести его на прием. А если человек считает себя нормальным, то, конечно, сам к психиатру не пойдет. Поэтому там, где психиатрическая помощь организована не очень хорошо, выявляемость невысокая», – считает врач-психиатр с 55-летним стажем.

В том случае, если психическое расстройство человека очевидно, человек представляет опасность, окружающим приходится обращаться с письменным заявлением и указанием фактов, подтверждающих опасность гражданина для себя или окружающих, в ПНД. Главный врач диспансера, в свою очередь, обращается в суд, и судья выдает (или не выдает) санкцию на недобровольную госпитализацию.

«В Санкт-Петербурге практически каждое второе обращение в ПНД заканчивается просьбой привести пациента на прием. Поэтому за последние годы обращаемость резко снизилась. И это – главная проблема внебольничной психиатрии, – считает Олег Аронович. – Но есть и другие, положительные, особенности Петербурга – это высокая выявляемость психических расстройств врачами скорой психиатрической помощи. Здесь она организована великолепно, и даже в диспансерах негласно советуют родственникам больных звонить в скорую, если надо срочно осмотреть человека, а диспансер уже не работает. Поэтому на долю скорой психиатрической помощи приходится значительная доля впервые выявленных психических расстройств».

Руководитель центра психотерапии и психосоматики, врач-психиатр Владимир Курпатов считает, что высокая выявляемость – это очень хорошо, и при этом убежден, что даже при таких показателях она пока недостаточно высока.

«У нас как раз низкая выявляемость больных в пограничных состояниях. Больных намного больше, чем выявленных, и они не получают никакой помощи. Выявляемость появляется там, где мы снижаем стигматизацию, но никто, как известно, не рвется идти в ПНД. А если бы было больше кабинетов психотерапевтов, мы бы предупреждали расстройства», – считает профессор Курпатов.

Закрыть