Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Куда уносят красоту: цветочные воры выкапывают цветы с городских клумб

В Петербурге сразу в нескольких районах замечены похитительницы цветов

По словам очевидцев, цветочные воришки обстоятельно подходят к процессу: имеют при себе лопатки, тележки, чтобы не просто выкопать цветочек, но с комфортом его увезти и пересадить. К обычным вандалам садоводы давно привыкли, но как бороться с цветочными ворами?

«Пришла с лопатой и средь бела дня начала выкапывать цветы на газоне у подъезда, – пишут в соцсетях жители дома на проспекте Непокоренных. – Как наши бабульки ее гнали! Даже подпинывали. Лопату отобрали и сумками да авоськами по спине, гнали до остановки, а там ей посчастливилось в трамвай запрыгнуть. Весь двор выбежал защищать наши палисадники, да еще и из окон многие кричали. Адрес не говорю, но цветы у нас реально самые красивые».

Через несколько дней другой пользователь описал кражу цветов из Полюстровского парка: «Женщина (нормально одетая, не бомжеватого вида даже) спокойно лопаткой выкапывала цветы из клумбы и складывала себе в сумку. А рядом с ней, в паре метров, стояла девочка лет 5-7. Ну если уж культура и воспитание позволяют воровать, зачем детей-то приучать к этому?» Тут же кто-то вспомнил, что мамы, гуляющие с колясками, нет-нет да и срывают цветы с клумб. Правда, с лопаткой выходят немногие.

Стоит отметить, что у «копальщиц» нашлись свои защитники: так, один из граждан написал, что ему тоже хочется выкопать все цветы. Когда в городе повышается влажность, под окном начинают рьяно пахнуть лилии, а у людей на них аллергия.

«Все происходит от бедности, – заявил известный петербургский садовод Владимир Верховых. – И из-за «теории разбитых окон». Кто-то увидел, как с одного бочка клумбы недостает цветов, и решил, что он тоже может себе позволить: взять и выкопать один цветочек. Городским садовникам следовало бы быстро реагировать на такие кражи. Когда я, еще в 80-е, работал в парковом хозяйстве Смольного, у меня была специальная запасная клумба с бегониями: на случай, если на главной клумбе, у памятника Ленину, будут повреждения. И действительно однажды произошел инцидент. Нет, воровать в Смольном никто не решался, но некий человек попытался там, у памятника, совершить ритуальное самоубийство. Его, конечно, КГБшники скрутили и унесли, но потасовка произошла как раз на клумбе, и можете представить, во что ее превратили. А на следующий день она уже была как новенькая. Бегонии очень хорошо пересаживаются, и я перенес несколько цветов с запасной клумбы».

По словам садовника, заработать на краденых цветах невозможно в принципе. Цветок бархатца стоит рублей шесть. Поездка на маршрутке до парка обойдется дороже, чем букетик цветов или пакет семян. Можно, конечно, попытаться продать его у кладбища, но такие букеты даже в 90-е были непопулярны. Еще Владимир Верховых вспомнил, как однажды сопровождал в лес супругу японского консула, которая преподавала в Петербурге искусство икебаны и искала материал. «Поднимая с земли очередную засохшую коряжку, она каждый раз спрашивала меня, можно ли унести ее из леса. Вот это воспитание!»

В свою очередь представители Управления садово-паркового хозяйства – оно относится к Комитету по благоустройству – твердо заявили, что с воспитанием у петербуржцев все в порядке. Вандалы-похитители – это настолько редкий случай, что ущерб от их деятельности исчисляется в рамках погрешности. А пресс-секретарь комитета Елена Маковиз разъяснила, что цветы для городских клумб подбираются с таким расчетом, чтобы цветы не исчезали с весны до поздней осени. Сначала цветут тюльпаны, в начале лета они отцветают, и на их место приходят летники, потом исчезают и они, приходит черед многолетних злаковых культур. Сейчас выкапывать цветы нет никакого смысла, потому что в стадии цветения именно однолетние растения: сурпиния, пеларгония, тагетес (тот же бархатец) и бегония. Какой интерес их уносить на свой садовый участок, если на следующий год этот цветок не вырастет?

«Я помню, как весной опубликовали в соцсетях фотографию: бабушки собирают и уносят с собой выкопанные с клумб тюльпаны, – говорит Маковиз. – Кто-то ехидничал, кто-то ругался, не понимая, что никакой ущерб бабушки не наносят. Вот они уносят луковицы отцветших тюльпанов, которые для повторной посадки непригодны. Они никому не нужны, потому что после тюльпанов в этот цветник тут же высадят летник. Но если с луковицей хорошо поработать, она даст деток, и на третий-четвертый год из нее может вырасти цветок. Пусть забирают. Это единственный известный мне эпизод, когда кто-то заметил «похищение» с общественных клумб».

После того как отцветут однолетние цветы, придет черед мятной травы, флоксов, ирисов и лилейников. Вместе с однолетниками они образуют клумбы непрерывного цветения. Эти цветы, конечно, дороже, чем бархатец, но и их воровать экономически невыгодно. Поэтому красота в городе кончится еще не скоро.

Всего в городе 900 цветников на площади в 140 тысяч квадратных метров – и это не считая внутридворовых, муниципальных клумб. Представители садово-паркового хозяйства во всех районах города просят обратить внимание на гордость этого года: многоуровневые 3D-цветники по дороге в аэропорт, на корону Российской империи в Александровском саду, на клумбы с морской тематикой в Василеостровском районе.