Как попасть в волшебный мир кино с черного входа

«Массовка – это очень важный элемент современной киноинфраструктуры, – убежден Вадим Демчог, он же знаменитый доктор Купитман из комедийного сериала «Интерны». – Все тени за матовым стеклом наших кабинетов, пациенты, медработники нашей больницы – это все массовка.
И трудиться им приходится много. Что ни кадр – дубль или же перестановка камеры, смена света или выбор другого ракурса. Это такая муторная работа, вы себе не представляете!
А они – массовка – все выполняют безукоризненно, хотя на площадке актер массовых сцен – самое… скажем так, бесправное существо. Все зависит от режиссера. Если режиссер с головой на плечах – он будет дружить с массовкой, работать с каждым актером «третьего плана» уважительно. Знаю, встречается иногда несколько иной подход к массовке. Сам через это когда-то прошел…».
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
«Отношение к массовке у нас исторически невероятно несправедливое, – убеждена директор собственной студии документального фильма,продюсер уникального в Петербурге и всей России проекта – фестиваля спортивного и туристического кино «Золотая вершина» Ирина Архипова. – Одна из причин, по которой я ушла из игрового кино, – чудовищная пропасть между актерами «нормальными» и актерами массовых сцен. Помнится, мы снимали нечто на историческую тему с какой-то заграницей. Во время перерыва съемочная бригада снялась и пошла есть. А массовке строго-настрого запретили даже покидать место съемок. Только когда я взбунтовалась – а как же массовка, они что, не люди, есть не хотят? – придумали что-то вроде легкой закуски. И то потому, что в картине были заняты иностранцы…».
«Актеры массовых сцен получают в среднем 650 рублей за смену. При этом съемочный день может продолжаться больше 12 часов». —
Ни в Америке, ни в Европе подобного нет и быть не может. Так, года два назад, в самый декабрьский мороз, в Петербурге итальянцы снимали современную полукриминальную драму. Простой, незамысловатый сюжет.
В одной из главных ролей с итальянской стороны – настоящая звезда, за спиной которой масса ролей, но самая узнаваемая – роль мафиозного бонзы из нашумевшего сериала «Спрут» Тано Карриди, – актер Ремо Джироне.
Съемки шли трудно, мороз и солнце заставляли двигаться быстро, при этом каждый кадр буквально вылепляли. На то, на что обычно уходят минуты, уходили часы. Начали снимать «в ночи», в семь утра, а закончили – еще немного, еще чуть-чуть, и метро бы закрылось.
Итальянцы этот неприятный момент учли, и когда настало время обеда, его накрыли в гостинице «Англетер» всем – режиссеру, тому же Ремо Джироне, помощникам оператора и звуковика и актерам массовых сцен.
«Обед на площадке, не говоря уже о чае, сушках, – дело святое. Может, актерам массовых сцен дадут комплект попроще того, которым кормят спецов на площадке, режиссера и актеров первого уровня, но так, чтобы совсем ничего, – такого у нас практически не бывает…» – рассказывает Юлия Морозова, один из самых известных специалистов по работе с актерами массовых сцен. —
СКОЛЬКО СТОИТ ТРУД
Чтобы попасть в кино, хотя бы в один-единственный кадр, требуется совершить несколько действий. Это несложно, особенно сегодня, в век Интернета и социальных сетей, которые буквально пестрят объявлениями о найме на работу в качестве актера массовки. Никакого знакомства, никакого блата, все абсолютно честно и открыто. Главное – с выбором группы не ошибиться.
Так, на запуске одного из проектов ТНТ руководство канала спросили: продаются ли билеты на съемки телешоу, мол, какова цена этой прерогативы? Один из продюсеров ТНТ иронично заметил: мы любим наших гостей и не можем заставлять их сидеть по пять и более часов на съемках очередного выпуска очередного шоу… А вот если ты массовка и подался за длинным рублем, то сиди, жди – перерыва, дубля, но самое заветное – обеда. Или же просто окончания съемок.
В Москве таких возможностей пруд пруди, но и Петербург не отстает, благо здесь снимается несколько десятков разноразмерных теле- и кинопроектов.
Стоит оговориться, длинным рублем оплату труда актера массовых сцен назвать можно с большой натяжкой. Тариф на счастье быть участником массовки меняется в зависимости от проекта, от студии, от заказчика, от того, совместный ли это проект с иностранным партнером.
Ночной тариф чуть выше дневного. Но в среднем – 650 рублей за смену. Много это или мало? Иногда смена массовки длится часа два-три. Но это редкость, в основе своей съемочный день – 12-14 часов. А то и больше.
У оптимистов особый взгляд на съемочный процесс: они радуются возможности оказаться, например, в викторианском Лондоне (съемки нового российского «Шерлока») или же в Одессе, не выезжая из Петербурга, в послевоенном Ленинграде (сериал «Ленинград-46»), походить в старинной британской одежде, посниматься на память у раритетного авто…
У всего есть свои плюсы и минусы.