Где дети влюбляются в железную дорогу: как готовят будущих машинистов и диспетчеров
Поезда под управлением юных машинистов приветствуют пассажиров веселым гудком, у входа в вагоны гостей встречают азартные проводники, а улыбающиеся дети-кассиры продают билеты в увлекательное путешествие.
Владимир Чиликин, начальник Детской железной дороги, также известной как Малая Октябрьская железная дорога, говорит, что дорога продолжает свое развитие в полную силу.
В начале лета на Южной ветке дороги, на станции «Царскосельская» в г. Пушкин, был открыт Музей Истории Детской Железной Дороги. В музее посетители могут посмотреть познавательные тематические экспозиции, расположившиеся в исторических вагонах, также оборудованных как вагон-кафе, вагон-кинотеатр.
В планах продление дороги до Буферного парка города Пушкина, где скоро начнется строительство аттракционов по сказкам Александра Пушкина, что позволило бы дороге работать ежедневно.
ОТ УЧЕНИКА ДО РУКОВОДИТЕЛЯ
В школе Детской железной дороги, которая функционирует с конца октября по апрель, постоянно обучается около 1300 учеников, и около 1000 из них проходят практику на дороге в летний период.
Дети управляют всем процессом на дороге: работают машинистами, дежурными по станции, диспетчерами, стрелочниками.
По словам Владимира Чиликина, около 60 процентов выпускников школы, получив в дальнейшем профильное образование, идут работать на железную дорогу или в метрополитен.
«Детская железная дорога не только готовит профессиональные кадры для железной дороги, но и становится социальным лифтом для детей, которые, как показывает опыт, в последствие нередко занимают руководящие позиции в РЖД. А что самое важное - Дорога дает любовь к железнодорожному делу, которое остается в крови наших выпускников», - объясняет Владимир Чиликин.
Чиликин говорит, что обучение в школе Детской железной дороги оказывает очень положительный эффект на развитие и самодисциплину воспитанников.
«Наши дети не уходят в гаджеты. Им нравится, что в нашем деле превалирует связь рук с головой. Здесь они изучают, как исторические аспекты профессии, так и современные тенденции в мире техники», - уточняет начальник Детской железной дороги.
Александр Охин, 18-летний выпускник Малой Октябрьской железной дороги, который только что успешно поступил в Петербургский Университет Путей Сообщения, рассказывает, что после поступления в школу он абсолютно изменился.
«Я стал чрезвычайно ответственным, очень пунктуальным. Когда тебе нужно каждое утро летом встать в 7 утра, потому что тебя ждут, то не может быть вопросов: хочу или не хочу. Даже форма обязывает соответствовать своему статусу. К тому же, школа помогла мне развить лидерские качества», - говорит Александр Охин.
«К тому же в школе у нас появляется много друзей, которые связаны общим делом. Это – большая, дружная семья, где все друг другу всегда помогут», - добавляет он.
Малая Октябрьская железная дорога, которая также известна как Детская железная дорога, была открыта 27 августа 1948 года.
Главная цель детских железных дорог - воспитание кадров для самих железнодорожников. К примеру, Малая Октябрьская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.
Начать заниматься можно в пятом-шестом классе, а полный курс займет четыре года. За это время ребята осваивают все железнодорожные профессии – проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор, путевой обходчик, начальник и бригадир поезда, дежурный по станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза.
Зимой занятия проходят в специально оборудованных классах, оборудованных мультимедийной и компьютерной техникой. В школе есть уникальный макет магнитолевитационного поезда, где ребята могут изучать принципы работы поезда на магнитной подушке, который является одним из перспективных направлений развития железнодорожного транспорта в мире.
Летом дети проходят практику, выполняя ту же работу, что и взрослые железнодорожники. С четверга по воскресенье посетители дороги могут прокатиться с ветерком по исторической Северной или новой Южной веткам.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
Интересно, что идея строительства детской железной дороги родилась еще в 1939 году. Принадлежала она начальнику железнодорожной лаборатории ленинградского Дворца пионеров Адольфу Синявскому. Однако осуществлению планов помешала Великая Отечественная война. Тем не менее, Синявский не забыл о своей задумке, и демобилизовавшись из рядов Советской армии в 1946 году вновь стал добиваться начала строительства детской дороги в Ленинграде.
Протяженность первой детской железной дороги составляла 8,1 км, в нее входило три станции «Кировская», «Зоопарк» и «Озерная».
Несмотря на то, что изначально Ленинградская детская железная дорога была самой протяженной в стране, ее дважды подвергали укорачиванию. В 1965 году ее вообще хотели закрыть из-за трагического происшествия у станции «Зоопарк». В итоге длину путей сократили с 8, 1 км до 3, 1 км, а в 1990 году в связи с активной жилой застройкой северных районов Петербурга протяженность путей уменьшилась до двух километров.
Новая жизнь дороги началась в 2011 году, когда был открыт новый участок малой магистрали, который соединил Купчино – станция «Молодежная» и город Пушкин (станция «Царскосельская»). Новый отрезок дороги составил 10,8 км.
Таким образом, сегодня в Петербурге действуют два участка дороги – историческая трасса на севере Петербурга, та самая, небольшая, поездка по которой займет меньше 10 минут, и Южная ветка.
НА ЗАМЕТКУ
При строительстве дороги использовалось не только старое земляное полотно, но и старые рельсы. Отступая, фашисты старались уничтожить за собой все железные дороги – рубили рельсы на куски длиной 1-2 метра. Для обычной железной дороги эти рельсы были уже непригодны, но для детской, где нагрузки на путь и скорости значительно меньше, вполне подошли. В связи с этим на Детской железной дороге до сих пор можно встретить раритетные рельсы 1878, 1892 или 1901 года выпуска.