Яндекс.Метрика
  • Екатерина Гиндина

Екатерина Гиндина: ветер перемен будоражит кровь

Главный редактор газеты Государственного Эрмитажа Екатерина Гиндина о коллекции живописи братьев Морозовых
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

«Замечательные люди были москвичи… Любили театр, музыку, искусства. Были среди них и, так сказать, люди с причудью» – так художник Константин Коровин начинает рассказ о Михаиле Морозове, старшем из двух братьев – собирателей живописи. Да и другие современники сначала вспоминают бурный темперамент Михаила и только потом – его коллекцию, картины для которой он отбирал, ориентируясь не на мнение знатоков, а на собственный вкус. Это он первым привез в Россию работы Ван Гога и Гогена.

Иван Морозов, вдохновленный примером брата, проявил не меньшую дальновидность. Его открытием стали Дени и Боннар – художники, удивительно созвучные русскому Серебряному веку.

Замечательный «Марокканский триптих» Матисса в собрании Ивана тоже имелся. Как и знаменитый портрет Амбруаза Воллара кисти Пикассо – один из первых опытов аналитического кубизма.

Импрессионисты пытались поймать в силки живописи мгновенное впечатление. Постимпрессионисты отразили ускоряющийся пульс жизни, предчувствие безумного ХХ века. Пример тому – пейзаж Ван Гога «Море в Сент-Мари». Глядя на него, зритель почти физически ощущает соленые брызги на губах и порывы холодного ветра. Коллекции братьев Морозовых разошлись по разным музеям. На выставке, которую организовали Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, их на время собрали заново, воссоздав удивительную атмосферу рубежа XIX-XX столетий, которая будоражила кровь купцам и фабрикантам, заставляя их приходить в восторг от таких непрактичных изящных искусств.