Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Петербург прощается с Натальей Никифоровой

Она – первая в стране сумела создать принципиально новую систему помощи детям-сиротам

На 67-м году жизни умерла бессменный главный врач специализированного психоневрологического дома ребенка № 13 Наталья Никифорова.

Сенаторы в Совете Федерации во главе с Валентиной Матвиенко аплодировали ей стоя, а затем приняли в 2013 году знаменитое Постановление № 481, в корне изменившее систему работы сиротских учреждений во всей стране.

Золотая медаль Татьяны Макфадден

Она более 30 лет возглавляла психоневрологический дом ребенка № 13 – бывший сиротский приют, созданный в 1922 году, затем в блокаду ставший Домом малютки для малышей, оставшихся без родителей. В середине 1980-х он получил свое нынешнее название. Сюда поступали малыши самого раннего возраста с различными психоневрологическими заболеваниями и дети, брошенные родителями.

Наталья Васильевна боролась за каждого, старалась не отдавать малышей, имевших хоть мизерный шанс найти семью, в дома-интернаты для инвалидов, куда по закону они должны переводиться, подрастая. Она шла даже на нарушения и буквально прятала своих детей от надзорных органов, надеясь, что завтра обязательно за ребенком придет тот единственный, долгожданный родитель.

И они приходили. Танечка Макфадден – знаменитый паралимпиец из США – подарила Наталье Никифоровой свою золотую медаль победителя Нью-Йоркского марафона. Родившейся в 1989 году в Ленинграде и брошенной матерью из-за тяжелого паралича нижних конечностей Тане была уготована перспектива прозябать в каком-нибудь интернате – в тяжелые 1990-е парализованные дети никому не были нужны. Главный врач прятала Танечку у себя, не отдавая в ДДИ – как будто знала, что найдется человек, который подарит 6-летней девочке новую жизнь. И такие люди нашлись, они увезли ее в другую страну, где Татьяна Макфадден стала великим паралимпийцем.

Она стучалась во все двери и доводила врачей и чиновников до белого каления, спасая Светочку Кудымову – девочку с пересаженной печенью. Ребенка категорически нельзя было помещать в сиротское учреждение, ее здоровье требовало только домашнего ухода. Свету готова была удочерить семья из США, но вступил в силу запрет на американское усыновление («закон Димы Яковлева»), и Света осталась в России. Затем девочку все же удочерила российская семья.

Еще одна жизнь, в конце концов оказавшаяся счастливой – родные биологические родители приняли обратно в семью знаменитого Тимофея с синдромом Дауна. Этот мальчишка тоже не смог в 2014 году уехать в другую страну, хотя приемная семья его ждала. Наталья Никифорова рассказывала о Тимофее где и кому только можно – и достучалась до сердец родных.

Главной идеей, смыслом работы и жизни Натальи Никифоровой была реализация программы семейно-ориентированных групп «Как дома». Программа, созданная Никифоровой и специалистами психологического факультета СПбГУ, оказалась настолько интересной и актуальной, что ее в 2013 году пригласили в Совет Федерации, причем большую заинтересованность проявила и глава Совфеда Валентина Матвиенко. В Петербурге идею главврача поддерживала детский правозащитник Светлана Агапитова.

И Наталья Никифорова смогла убедить чиновников – после ее знаменитого выступления в Совете Федерации, где она с цифрами и графиками – результат ее многолетнего совместного с психфаком СПбГУ исследования  – убедительно доказала, к чему приводит советская система казенных сиротских учреждений и насколько важен для сирот дом семейного типа со своими «близкими взрослыми», была принята знаменитая Концепция развития семейных отношений и профилактики сиротства и соответствующее постановление № 481.

Суть идеи Никифоровой  – моделирование семьи в условиях дома ребенка, создание условий максимально приближенных к семейным. «Должны быть мини-дома с профессиональным родительством, такие центры семейного типа. Все научные исследования доказывают, что семья  – это не только вазочка с салфеточкой на столе. Это опыт непрерывающегося общения с одним или несколькими близкими взрослыми, которые реагируют на ребенка и его проблемы не по долгу службу, а так, как нормальные родители  – эмоционально, трогательно, чувствительно»,  – рассказывала Наталья Никифорова.

В таких мини-семьях не должно быть частой смены педагогов и медиков. В каждой группе из 6–7 детей работает определенный персонал  – к примеру, два воспитателя, выполняющие роль близких взрослых, и четыре медсестры. Братья и сестры не должны разлучаться независимо от возраста. Самых маленьких недостаточно покормить и уложить на кровать – их надо гладить, обнимать, носить на руках в прямом и переносном смысле. И сейчас, 6 лет спустя, эта концепция внедрена или внедряется во всех сиротских учреждениях России.

Недаром десятки детей зовут ее мамой

Наталья Никифорова умерла внезапно 27 июля. Близкие знакомые говорят, что проблемы со здоровьем были, она жила и работала на износ. На похороны, состоявшиеся в последний день июля, пришли десятки людей, в том числе те, с кем вместе она работала долгие годы.
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова поделилась с «Петербургским дневником»:

«Я познакомилась с Натальей Васильевной в 2012 году, когда узнала про этот семейный проект и пошла знакомиться с передовым опытом в 13-й дом ребенка. Она и специалисты с кафедры психологии совершили огромный прорыв в изменении сиротской системы, хотя тогда никто не способствовал такого рода исследованиям,  – рассказала Светлана Агапитова.  – Они доказали, что существовавшая тогда система порочна, что человек в первый год жизни обязательно должен быть на ручках, общаться. Что недопустимо, чтобы его окружали десятки взрослых за день, а должны быть 2-4 «близких взрослых». Она добилась того, чтобы чиновники, наконец, задумались, что же мы делаем с нашими детьми. Ее выступление в Совфеде и поддержка Валентины Матвиенко сыграли решающую роль. Сейчас то, что было заложено ею, идет по всей стране, и у ее идей очень много сподвижников. Но она была первой».

Председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков знает Наталью Никифорову почти 35 лет – они вместе работали в администрации Октябрьского района, потом в райсовете. А потом три десятка лет они вместе делали одно дело – заботились о сиротах, хотя, бывало, и спорили, и доказывали свои приоритеты.

«Она – человек, который всегда заботился о ближнем, очень коммуникабельный и удивительный человек, звездочка, которая положила основу новым принципам перехода детских сиротских учреждений к семейной форме воспитания и проживания. Она смогла дать счастливую жизнь детям с проблемами, которые нашли родителей. Она  – одна из первых, которая дала возможность детям-инвалидам жить в семье. И не случайно ее десятки людей называют мамой. Она до последнего дня боролась за совершенствование системы. Удивительный человек ушел. Но она осталась уникальным первопроходцем, которая в любой ситуации помогала детям».

Закрыть