Вокруг Петербурга предлагают создать велокольцо
Петербургский урбанист Юрий Берестов предложил построить в Петербурге кольцевую велодорогу, которая сделает доступными для любителей двухколесного транспорта все части мегаполиса. «Петербургский дневник» вместе с экспертами разбирался, насколько такая идея полезна и возможна.
Проблема пробок, здоровья и экологии
Как рассказал Юрий Берестов в интервью «ПД», эта идея пришла ему после подписания соглашения между РЖД и Петербургом о создании железнодорожного кольца. Суть концепции в том, чтобы сразу заложить в проект велодорожку, которая будет идти параллельно ж\д путям вдоль всего города.
«Город сразу получит фундамент для дальнейшего развития велоинфраструктуры не только для самого Петербурга, но и для Ленинградской области. Уже на основе этой базы можно будет строить маршруты в сторону области и в сторону Петербурга. Сегодня проекты создания велодорожек сосредоточены в основном в центре. Но там город состоялся, он застроен, и сделать современную безопасную велодорожку сейчас сложно. Кроме того, сами дорожки друг с другом не связаны. Я предлагаю идти от обратного. Нужно связать именно густонаселенные жилые кварталы окраин. Это решит проблему пробок и экологии, да и положительно скажется на здоровье петербуржцев, ведь ежедневные велопоездки отлично тренируют кардиосистему. Кроме того, этот проект станет уникальным, пока ничего подобного нет даже в Европе. Это однозначно положительно скажется на имидже Петербурга как очень прогрессивного города», – объяснил Берестов.
Он сказал, что РЖД может выступить «как локомотив» в получении согласований на строительство ж\д кольца, и построить велокольцевую будет вполне возможно.
Стоить отметить, что примерный план петербургского ж\д кольца пока нигде не был представлен.
Руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов концепцию одобряет, но в ее реалистичности сомневается.
«Сама идея – это здорово. Большинство веломаршрутов в городе начинается нигде и заканчивается тоже нигде. Поэтому нет никакой логичной связанности, отсюда и низкая популярность этих веломаршрутов. Существование такой линии добавило бы привлекательности велоинфраструктуре города, – рассуждает Данилов. – Насколько это реально – у меня есть большие сомнения. Провести такую круговую дорожку довольно сложно».
Только по кратчайшему пути
Эксперт в области транспорта агломераций Иван Вергазов согласен с Берестовым в том, что в Петербурге действительно нужно развивать сеть веломаршрутов системно, а не спорадически. Однако формат кольцевой Вергазов не считает оптимальным. По его словам, идея кольцевой дороги нивелирует самое важное преимущество велосипеда как городского вида транспорта – ездить по наиболее коротким маршрутам из всех возможных. Поэтому насколько реально будет востребована дорожка – большой вопрос.
«Любые круги резко снизят популярность маршрута. Не думаю, что велосипедисты массово будут перемещаться по большим частям кольца. Скорее всего, чаще будут востребованы небольшие сектора, но в этом случае далеко не везде будет возможность заехать и выехать с кольцевой, в особенности в районе промзон. В итоге маршрут получается удаленным от всех точек притяжения, которые есть сейчас, удален от кратчайших путей. Ведь мало кто поедет от Пискаревки на Ржевку. Эта круговая линия нужна будет только для попадания в соседний район», – сказал Вергазов.
По словам эксперта, договориться с РЖД будет очень сложно. Проблема – размещение самой велодорожки. Никто не позволит ее разместить на ж\д насыпи, но и под насыпью нельзя – там часто проходят коммуникации. Еще вариант – делать ее посреди откоса на эстакаде, но это будет очень дорого, полагает эксперт.
Не забыть о самокатах
Депутат Законодательного собрания от партии «Единая Россия» Алексей Цивилев одобряет проект. По его словам, это может сильно подтолкнуть развитие альтернативных видов транспорта в городе.
«Нужно также предусмотреть движение на электроскутерах, гироскутерах и электросамокатах – новомодных транспортных средствах. Дорога должна быть универсальной. Если сделать ее именно велосипедной, то согласно действующим ПДД, например, на самокатах передвигаться там будет запрещено, ведь они приравниваются к пешеходам», – сказал Цивилев.
Он добавил, что развитие автомобильного движения в городе сегодня находится в тупике, и к проектам такой направленности точно стоит присмотреться.