Спектакль-перформанс «Хармс. Погружение. Маршрут №2» прошел в Петербурге

Трагическая судьба писателя
Зрители спектакля начали собираться под винтовой лестницей Петрикирхе за полчаса. Они пришли поучаствовать в перформансе по мотивам произведения Даниила Хармса «Старуха». Когда участники собрались, их пригласили на лекцию. «Какую еще лекцию?» – спрашивали удивленные зрители. Но спектакль разделен на три части, которые показывают историю трагической судьбы писателя и поэта.
В сводчатом зале перед участниками перформанса выступил хармсовед и литературовед Валерий Сажин. Он рассказал о жизни писателя, о том, как важные для него люди по очереди умирали – друзья, первая жена. «Он жил во время, когда за людьми приезжали черные воронки. И в один момент их придумали гримировать под машины, которые развозят хлеб. Так они могли ездить по ночам без ограничений скорости. Все эти факторы показывают драматизм существования Хармса и атмосферу неустойчивости жизни, которая может измениться бесповоротно», – поделился лектор.
По сравнению с прошлыми спектаклями лекция тоже немного изменилась. «Сначала перед зрителями выступал мальчик-ученик, возраст которого совпадает с годами Хармса, когда наступила революция. Потом выходил мужчина средних лет, возраст которого примерно равен возрасту смерти Хармса. И уже после – исследователь творчества писателя. Но этот раз сделали по-другому», – рассказал Степан Пектеев, режиссер спектакля.

Что можно услышать телом?
Зрителей попросили спуститься в катакомбы Петрикирхе и выдали вполне типичные для петербуржцев костюмы – дождевики. Но они не спасали от темноты, которую создавали чёрные маски на глазах. Зрители на ощупь поднимались по лестнице и передвигались с поддержкой актеров. Некоторые неестественно приседали, наклонялись, когда шли к своим местам, хотя преград на их пути не было. Но это объяснимо – ориентироваться без основного способа получения информации совсем непросто.
Участников перформанса рассаживали в круг — казалось, здесь проходит собрание тайного общества: до того мистического, что сами участники о нем не знают. Зрители старательно пытались понять, на чем они сидят, ощутить себя в пространстве и узнать, кто находится рядом. Голос из динамиков произнес: «На дворе стоит старуха и держит в руках стенные часы». Перформанс начался.
«История о старухе – это опыт смерти. Когда зрители отказываются от зрения, они переживают переход из одного измерения в другое. Они начинают слышать и чувствовать телом, ярко визуализируют образы. Это ощущается, как мистическое переживание или сон, в которые вовлечены все рецепторы тела. Для этого мы используем мощную звуковую четырехканальную инсталляцию. Это сшибающий звук, который будто резонирует буквально в теле», – поделился режиссер.
Семь актеров передвигались по залу с необычайной скоростью – то шептали что-то зрителям, шуршали, махали кусками от коробки, создавая ветер – и каждое их движение погружало участников в слова читающего повесть. Также отдельное место занимала партитура запахов – пахло эфирными маслами, вареным мясом и даже водкой.
Когда спектакль закончился, зрители оказались в дыме – и сняли повязки. В центре зала осталось послание от режиссера: старые ботинки, телефон, книга с вырванными страницами и нарезанная рыба. Несколько раз я услышала один и тот же комментарий о спектакле: «Было странно, но очень впечатляюще».

Отказ от слуха
На этом спектакль не закончился. На стульях лежали крафтовые конверты, а над ними – беруши. Теперь в полной тишине каждый зритель должен был пройти по своему маршруту в центре Петербурга и почувствовать историю жизни Хармса беззвучно. Однако начальная точка у всех одна – магазин женского белья на Невском проспекте.
Фрагменты дневниковых записей, которые скрыты в конвертах, напрямую или ассоциативно связаны с местами, в которые нужно идти.
Проблемы независимых театров
Впервые этот спектакль показали летом 2016 года, как часть проекта «Маршрут старухи». Идея принадлежала историку Константину Учителю. «После того, как мы сыграли его впервые, поняли, что это уже готовый отдельный спектакль – и уже через полгода сделали премьеру. Также мы вывозили его в Москву на «Золотую маску». Хотя сложно адаптировать site-specific спектакль для других пространств – ведь он ориентирован для показа в одном месте. Независимый театр не поддерживает никто, поэтому его существование дается обычно кровавыми усилиями. Но мы планируем следующий спектакль уже 22 сентября», – поделился режиссер.
Также три года назад Степан Пектеев поставил еще один спектакль – «Ковш» про историю здания Петрикирхе. Его глубоко потряс факт, что в советское время в лютеранской церкви построили бассейн. «Это спектакль без артистов, экскурсия без экскурсоводов, где проводником становится голос стен здания. Люди передвигаются по пространству церкви, окруженные портативными колонками, через которые идет многоканальный звук. Они слышат, как звучит пространство – и так знакомятся с церковью. Также там есть документальное кино, снятое специально для проекта», – поделился Пектеев.