Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Экскурсиям по крышам в Петербурге осталось совсем недолго

Сколько домов уже готово к зиме в Петербурге? И как сотрудники Жилищного комитета помогли пострадавшим от наводнения в Иркутской области? На все эти вопросы отвечает глава ведомства Виктор Борщев

– Летом город активно готовит жилые дома к зиме. В самый разгар ремонтной кампании можете ли вы подвести первые итоги этой работы?

– К отопительному сезону мы должны подготовить 23,5 тысячи домов, на сегодня около 8 тысяч уже получили паспорта готовности. По нашим планам, к 1 июля мы должны были подготовить 33%. Из этих цифр видно, что идем в графике. С учетом того, что подготовка жилых зданий к зиме должна завершиться к 15 сентября, у нас осталось не так много времени. Но все работы идут планово, есть уверенность, что мы успеем к установленному сроку. Чуть больший процент готовности в Колпинском, Невском и в Центральном районах.

– То есть в спальных районах готовить дома к зиме проще, чем в историческом центре?

– Я бы так не сказал, эта работа везде трудная. В этих трех районах она ведется опережающими темпами. Если говорить про Центральный, то там дорог каждый день, поэтому создается «подушка безопасности» на перспективу. В Петербурге это один из самых сложных районов по изношенности коммуникаций и состоянию жилищного фонда. Поэтому ему уделяем особое внимание.

– Насколько сильно за зиму пострадали крыши? Сколько уже удалось привести в порядок?

– Минувшая зима оказалась очень сложной и снежной, кровли приходилось очищать ежедневно. Сильное физическое воздействие привело к тому, что образовались дыры, расхождения фальцев, были повреждены водосточные трубы, места примыканий их к крышам. Не дожидаясь лета, мы начали ремонтировать кровли, сегодня приведено в порядок около 55%. Эта работа сейчас продолжается.

– Комитет контролирует работу подрядчиков? Вы проводите промежуточные проверки?

– Конечно, в этом отношении очень важную функцию выполняют районные администрации, они подключены к этой работе. А в Фонде капитального ремонта создана группа технического контроля, которая следит за сроками исполнения. Во время еженедельных субботних объездов мы проверяем, как выдерживаются сроки. В итоге вся информация стекается в Жилищный комитет, о ходе подготовки к зиме мне докладывают еженедельно на аппаратных совещаниях.

Фото: «Петербургский дневник»

– Сталкивались ли вы с плохо выполненными работами, недобросовестными подрядчиками? Какова их дальнейшая судьба?

– Весь брак мы фиксируем актами, потом подаем сведения о таких компаниях в Управление Федеральной антимонопольной службы, расторгаем с ними договор и исключаем из списка подрядных организаций. Потом через УФАС направляем документы о включении этих организаций в реестр недобросовестных. В этом сезоне мы уже дважды это сделали. Например, на одном из объектов подрядчик демонтировал кровлю, а когда начал монтаж, мы увидели некачественные материалы и очень мало рабочих, качество не соответствовало никаким строительным нормам и ГОСТам. На другой кровле во время ремонта залили квартиры на верхнем этаже. И нам пришлось выслушивать жалобы жителей и в экстренном порядке ремонтировать уже не кровлю, а потолки. Это было в Центральном районе.

– С какими еще ошибками подрядчиков вам приходилось сталкиваться?

– Во время моих проверок выявлялись факты, когда рабочие приступали к фасадам, не включив предварительно работы по ремонту карнизных свесов. Моя принципиальная позиция: сначала должна быть отремонтирована кровля, затем уже фасад, в исключительных случаях это может делаться одновременно. Но на трех адресах, в частности, на Литейном проспекте, на набережной Мойки, мы обнаружили, что, начав ремонт фасада, про кровлю никто не вспомнил. Я дал поручение дополнительно включить в проектно-сметную документацию работы по ремонту карнизных свесов, сегодня они уже ведутся.

– Как вы относитесь к экскурсиям по крышам? Видели ли последствия? Может, у вас есть ноу-хау как бороться с экскурсиями?

К сожалению, примеров очень много, два года назад на углу Невского проспекта и Садовой улицы во время экскурсии с крыши на козырек дома упала девушка. То есть такие прогулки в первую очередь опасны для самих руферов.
Кроме того, такие экскурсии наносят большой вред самой кровле, после них происходят протечки, и жители жалуются на грохот, людям не дают нормально отдыхать. Поэтому наше однозначное решение: экскурсии по крышам нужно запретить. Но сам по себе запрет не даст результата.


– А что поможет?

– Мы приняли решение поставить под охрану выходы на крыши с выводом сигнала на аварийно-диспетчерские службы управляющих компаний. Следующий шаг: я рекомендовал коммунальным службам выходить на охранные структуры и заключать с ними договоры, но это нужно делать уже по согласованию с жителями.

Мы составили список домов, где постоянно проходят экскурсии по крышам. В центре города их около 170, они расположены на улицах, прилегающих к Дворцовой площади, на Литейном проспекте, на набережных Невы. Мы уже приступили к их постановке на охранную сигнализацию. Кроме того, нужно обязательно устанавливать на всех выходах металлические двери, скрытые замки, выводить видеонаблюдение на аварийно-диспетчерские службы. В этой работе нам помогают сами жители, им оставили телефоны управляющих компаний, полиции района, договорились о незамедлительном реагировании при взламывании замков. Все это уже дало положительный результат: сегодня в два раза сократился поток жалоб на экскурсии. К 1 октября мы планируем подвести итоги этой работы.

Фото: «Петербургский дневник»

– Кто будет оплачивать установку сигнализации? Управляющие компании или петербуржцы?

– Сейчас это делается за счет управляющих компаний. В дальнейшем мы планируем прорабатывать этот вопрос с жителями домов и обращаться к ним с предложением ввести соответствующую строчку в квитанции. Предполагается, что часть этих затрат возьмут на себя коммунальные службы, часть – петербуржцы.

– О какой сумме в коммунальной квитанции может идти речь?

–  Это зависит от многих параметров: от количества этажей в доме, от его удаленности от аварийно-диспетчерской службы, потому что потребуется прокладка кабеля. Если говорить о передаче сигнала радиоэлектронными устройствами, то будут нужны различные комплектующие. И так далее. Поэтому пока неправильно называть какую-либо сумму, но она точно не станет существенной.

– Еще один важный вопрос, связанный с крышами, – это холодный чердак. Сколько домов в этом году будут оборудованы по этой технологии?

– В Петербурге эта работа ведется с 2017 года, ее контролирует лично вице-губернатор Николай Бондаренко. В прошлом году по этой технологии уже отремонтировали около 2 тысяч кровель, в этом – 1,9 тысячи. В планах на 2020 год – еще 1,6 тысяч потенциально опасных кровель, где необходим холодный чердак. Кроме того, при капитальном ремонте кровель работы проводятся сразу с обустройством холодного чердака.

– В чем суть этой технологии? От чего она спасает?

– Температура воздуха на чердаке должна быть выше максимум на 5 градусов по сравнению с улицей. Тогда снег на крыше не тает, а это значит, что не образуется наледь и сосульки. При этом очень важно утеплить все перекрытия, чтобы холод с чердака не проникал в жилые помещения, а также двери, вентиляционные каналы, канализационные выпуски, чтобы тепло от дома не поднималось наверх. И последнее – воздухообмен на чердаке, который позволяет теплому воздуху выходить через коньковый продух, вентиляционные отверстия и слуховые окна. Если все эти условия соблюдены, то наледи на кровле нет.

– С 2017 года в Петербурге запущен эксперимент – ремонт лифтов в рассрочку, каковы итоги этой программы на лето 2019 года? Практикуется ли подобный подход в других сферах?

– Мы пошли по этому пути, когда увидели, что лифты в большом количестве выходят из строя и город не успевает их планово ремонтировать. Но люди не могут жить без подъемников. Поэтому мы обратились к производителям лифтов и ремонтным организациям с предложением о рассрочке до трех лет. Они пошли навстречу, поэтому город составил программу, в которой указали адреса с лифтами, которые уже не могли ждать. Таким образом, уже заменены 417 лифтов и в 76 домах. Затраты на это превысили 1 миллиард рублей. Мы планируем погасить эту задолженность в ближайшие годы за счет выделения дополнительных средств из бюджета. Такую же практику рассрочки, правда, на два года, внедрили при ремонте инженерных коммуникаций. На сегодняшний день работы проведены в 115 домах, это около 240 миллионов рублей.

– А если ремонтировать в рассрочку кровли?

– В этом вопросе все зависит от финансирования. Если мы поймем, что средства будут выделяться в чуть большем объеме, нежели сегодня, то продолжим работать с подрядчиками в рассрочку. Но эту работу надо делать осмысленно, нужно быть уверенными, что город не залезет в долговую яму.

– Как вы можете описать сегодняшнее состояние коммунального хозяйства в Петербурге?

– Жилищно-коммунальное хозяйство любого города сложно в любой момент, особенность Петербурга – в изношенном жилищном фонде, инженерных системах. Но здесь нет ничего страшного, город живет, работает, ремонт, проводимый в последние годы, дает свои результаты, и у нас есть уверенность в том, что у нас все получится.

– Вы не упомянули коммунальные квартиры. Есть ли у города план, как ускорить их расселение?

– Это одна из основных проблем Петербурга. Сегодня в городе 69 тысяч коммунальных квартир, в которых живет 226 тысяч семей, и только треть из них состоят на очереди по улучшению жилищных условий. Даже при условии, что город поможет им решить проблему, большая ее часть останется. Возможности расселения, конечно, есть, инвесторы могут выкупать квартиры, но это уже не те темпы расселения коммуналок. Сейчас мы думаем, какие внести предложения на законодательном уровне, чтобы ускорить процесс, иначе город никогда не уйдет от этой проблемы.

– Сегодня уже есть какие-либо варианты?

– Да, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга уже находится проект закона о реконструкции и капитальном ремонте домов-памятников. Одно из направлений в документе – расселение коммунальных квартир. Предполагается, что инвестор будет выкупать не квартиру, а дом целиком, расселяя коммуналки и приводя в порядок здания в соответствии с требованиями КГИОП и Жилищного комитета. После капремонта жильцы смогут вернуться в этот дом, но уже в отдельные квартиры, либо инвестор предоставит им другое жилье. Также существует программа реновации, которая поможет снизить количество коммуналок, в нее могут попасть жилые дома, расположенные близко к центру города.

– Вы недавно возглавили Жилищный комитет. Как у вас складываются взаимоотношения с командой ведомства? Планируете ли вы кадровые перестановки?

– До своего назначения я работал в близком контакте с Жилищным комитетом, поэтому хорошо знаю весь кадровый состав и никаких кардинальных перемен не планирую. Единственное, мы перераспределили должностные обязанности между моими заместителями и закрепили за ними подведомственные организации. На сегодняшний день я доволен коллективом, он профессиональный и слаженный. Мы работаем в тесной связке с районными администрациями и управляющими организациями. Приоритетом в нашей работе является взаимодействие с жителями Петербурга. Мы открыты для людей и первыми идем к ним, а не ждем, когда люди придут к нам со своими проблемами.

Мне хотелось бы еще раз выразить благодарность всем сотрудникам Жилищного комитета и подведомственных организаций за отзывчивость. Мы организовали благотворительный сбор средств для жителей Иркутской области, которые оказались в критической ситуации. Совместными усилиями было собрано и направлено более 1,5 миллиона рублей.