Два депо Николаевской железной дороги стали памятниками истории и культуры
Два депо Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской железной дороги – прим. ред.) – круглое на Невском проспекте, дом 85, литера БО, и веерное на Невском проспекте, дом 85, литера ДД, распоряжением председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергея Макарова включены в единый государственный реестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения.
Как рассказали в пресс-службе комитета, оба здания находятся в глубине территории, ограниченной с юга набережной Обводного канала, с севера – участком Московского вокзала, с запада – Днепропетровской улицей, с востока – Кременчугской улицей.
Несмотря на то, что оба депо подвергались реконструкции – там удлиняли стойла для паровозов – они представляют собой яркие образцы утилитарных железнодорожных зданий, выстроенных в стиле эклектики с элементами классицизма.
Здание круглого депо возводилось с 1842 по 1847 годы по проекту архитектора Рудольфа Желязевича совместно с американским инженером Джорджем Уистлером одновременно со строительством здания Николаевского железнодорожного вокзала (сейчас это Московский вокзал – прим. ред.). За основу брали американские аналоги. В свое время здание круглого депо Николаевской железной дороги производило сильное впечатление на современников.
Оно до сих используется Октябрьской железной дорогой. Там находится ремонтно-производственный цех.
Здание веерного паровозного депо Николаевской железной дороги было построено в 1896-1897 годах по проекту архитектора Антона Клевщинского. Его фасад выходит на набережную Обводного канала. Здание выполнено в формах «кирпичного» стиля, определявшего облик построек промышленной архитектуры конца XIX – начала XX веков. Сейчас оно пустует после произошедшего там несколько лет назад пожара.