Яндекс.Метрика
  • Антон Ратников

Александр Ружинский: «Хотим сделать человека 2.0»

«ПД» поговорил с Александром Ружинским, советником председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, который уже пять лет называет себя «главным по стартапам», о том, что сегодня скрывается за этим понятием, сложно ли обучать бизнесу старшеклассников и о предстоящем фестивале «Стартап белых ночей»
Фото: Из личного архива А.Ружинского

- Откуда у вас вообще возник такой интерес к стартапам? 

- Заниматься стартапами я начал около шести лет назад по случайному стечению обстоятельств. Довелось участвовать в организации первой всемирной недели предпринимательства. Там я как раз курировал направление стартапов, тогда это было модным. Стала появляться история с импортозамещением, создавалось много отечественных проектов… тогда и возник наш базовый бренд «Петербургский стартап». Мы выступали как некая площадка, где представители венчурной индустрии могли договариваться о мерах государственной поддержки. Дело в том, что инвесторы не всегда понимают, что может дать им государство. Я научился это объяснять. То есть переводил с языка чиновников на язык предпринимателей.

Сейчас мы запустили и другие проекты. Появилась линейка мероприятий, проводим стартап-фестивали зимой и летом. Стартовал образовательный проект «Startup family», который развивает предпринимательское мышление. Первая его часть – Startup junior – ворвался в сферу подросткового образования. Сейчас мы – третья известная в России организация, которая занимается развитием стартап-мышления у подростков, кроме нас, еще есть в Казани и Москве.

- Стартап-мышление – это вообще что? 

- Одна из наших целей – популяризация предпринимательства. Дух предпринимательства должен проявляться вне зависимости от карьеры, которую выбрал человек. Даже если ты домохозяйка, но думаешь и действуешь, как предприниматель, ты будешь более эффективной домохозяйкой. Если сначала мы сталкивались с непониманием, когда приходили в школы и рассказывали о проекте, то теперь нам помогает то, что результаты очевидны, и их невозможно отрицать. Растет успеваемость детей в школе, они начинают понимать, зачем им нужно образование, сами решают, кем они хотят стать.

- Хорошо. А как появился Startup junior? 

- Это, можно сказать, государственно-частное партнерство. Я обратился к главе Красногвардейского района Евгению Разумишкину, и мы договорились о том, что проект будет запущен на площадке подросткового клуба «Радуга». С октября по май мы обучили 53 ученика. И, возможно, даже задали новый тренд в образовании. Потому что спроса на такого рода обучение не было. Мы только формируем этот рынок.

Чему мы учим? Например, тайм-менеджменту, умению проводить совещания. Это, кстати, очень важно. Я как-то присутствовал на шестичасовом совещании, которое не закончилось ничем… Мы же показываем на реальных примерах, что работая в группах нужно быстро и эффективно договариваться о чем-то.

Вот к нам приходил парень Глеб. Скромный, тихий. А после занятия о том, как договариваться с людьми, он пошел к директору своей школы и договорился с ним о том, чтобы им разрешили на переменах играть в баскетбол. Мама его, конечно, была в шоке – думала, это вообще не про ее сына. И такие примеры можно еще привести.

Если говорить более сложным языком, то мы даем не hard skills, то есть умение решать примеры, а навыки, которые относят к soft skills. Обладая ими, подросток сможет самостоятельно себя тюнинговать и находить интересную профессию, заниматься бизнесом. Причем важно все это давать в раннем возрасте, чтобы сэкономить время человеку.

Фото: Из личного архива А.Ружинского

- Кстати, раньше слово «стартап» звучало едва ли не из каждого утюга… 

- Да, слово набило оскомину, мы сами страдаем от этого. Отрицательные коннотации возникают, и связаны с негативным опытом, когда молодые бизнес-проекты банкротились или просто исчезали. Но мы другой смысл вкладываем в слово «стартап». Для нас это некая активная единица. Энергичная, резкая, уверенная. Стартапом может быть не только проект, но и человек. Мы хотим сделать «Человека 2.0», как мы говорим. Наша задача не просто посадить его в аудиторию, а потом – иди куда хочешь. А отвечаем за то, чтобы он обладал всеми необходимыми навыками и характеристиками.

- В августе у вас состоится интересный фестиваль. Там тоже будет про soft skills? 

- Фестиваль «Стартап Белых Ночей / White Night Startup» будет много про что. В этом году он пройдет в рамках фестиваля Zavtra с 10 по 11 августа в пространстве «Севкабель порт». Нам созвучна идеология этого фестиваля – он будет посвящен идеям устойчивого развития. Они в основном связаны с ответственным отношением к окружающему пространству. Об этом будем говорить и мы. Сейчас отбираем 15 стартапов-финалистов. Проведем конкурс, победитель которого получит возможность выйти на главную сцену фестиваля вместе со звездами мировой величины. Это взаимодействие с гигантской аудиторией. Будет и блок Startup junior – он посвящен новым технологиям в образовании. Будем приглашать подростков, их родителей, чтобы они смогли услышать об этом.

- И еще один момент… Вы недавно стали советником председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. 

- Для меня это назначение – завершение большой истории, ведь я с 1999 года трудился в сфере наружной рекламы. До сих пор возглавляю Ассоциацию малых предприятий наружной рекламы. После ухода в стартап-индустрию ощущал какую-то незавершенность в этом деле. Когда Владимир Рябовол стал председателем Комитета по печати, я с готовностью откликнулся на его предложение стать советником. Один из посылов: применить накопленный опыт в этой сфере. Сейчас нам необходимо пройти достаточно турбулентный период и несмотря на то, что комитет не устанавливает правила, а является исполнителем утверждённых регламентов, нам необходимо участвовать в организации дискуссий вокруг процесса внесения изменений в действующие нормативные акты в сфере размещения рекламы и информации (Постановление №40). Моя задача – найти компромисс между позициями моих коллег-предпринимателей и представителей комитетов, задействованных в процедуре согласования рекламы и информации. Когда постановление будет принято, рынок стабилизируется и заживёт по новым правилам, можно будет применить и мои новые навыки. Как вариант – привлечь представителей IT-индустрии для разработки удобного приложения для согласования рекламы и информации. Мы уже сейчас пытаемся ввести удобные и доступные современные решения в практику работы. Вот, например, сейчас поддержали инициативу предпринимательского сообщества – вносить пожелания в разрабатываемый нормативный акт в открытом документе google doc. Надо сказать, эта инициатива встретила понимание и интерес со стороны КГА, разрабатывающего эти поправки. Председатель комитета Григорьев на прошедшем совещании обещал рассмотреть этот документ в качестве официального, ведь в нём работало одновременно около 40 экспертов и представителей рынка.

МНЕНИЯ 

Владимир Рябовол, председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ: 

«Александр много лет посвятил работе в сегменте наружной рекламы, который сейчас имеет большой общественный запрос на совершенствование административных процедур. Возглавлял профильную ассоциацию представителей малого бизнеса. Очень надеюсь, что его опыт и профессионализм помогут Комитету по печати в исполнении поручений Александра Дмитриевича, направленных на улучшение бизнес-климата в Санкт-Петербурге».

Евгений Разумишкин, глава администрации Красногвардейского района: 

«Проект «Startup Juniour», который работал весь учебный год на базе нашего подростково-молодежного клуба «Радуга», зарекомендовал себя с лучшей стороны. Главное, что дети получили навыки, которые пригодятся им не только в том случае, если они станут предпринимателями, но и в обычной жизни. Так считают и их родители. Этот проект мы обязательно будем продолжать и развивать».

Закрыть