Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Диггеров на Карповке погубили реагенты

В понедельник тело белорусского блогера Павла Шпунтенкова доставят на родину в город Орша. Его собрата по несчастью, диггера Алексея Кулакова, похоронят в Петербурге

41-летний Павел и 33-летний Алексей были найдены на верхнем смотровом балкончике в шахте ливневой канализации, расположенной у дома 19 по набережной Карповки, то есть возле недавно снесенной гостиницы «Северная корона».

Характер травм показал, что несчастный случай произошел практически сразу после того, как друзья начали спуск, и смерть была очень быстрой. Сначала Шпунтенков потерял сознание и упал с лесенки на балкон, затем Кулаков спустился к нему и попытался вытащить, но тоже лишился чувств. Возможно, друзья даже не успели понять, что происходит, так как даже не успели запаниковать и начать какую-то борьбу за жизнь. Так или иначе, но только через два часа третий член группы, оставшийся наверху для контроля, поднял тревогу. Утром полиция обнаружила тела: по сути, под самой крышкой люка, почти на поверхности, хотя глубина колодца составляла несколько десятков метров. Содержание кислорода в воздухе не достигало 13 процентов (тот показатель, при котором человек обычно теряет сознание).

Следственный комитет проводит проверку по факту двойной смерти, но диггеры-соратники уверены, что никакого криминала следствие не обнаружит. «Да, Кулаков был опытным диггером, но и на старуху бывает проруха, – заявил нам диггер Даниил Давыдов. – Думаю, что у него в арсенале было много способов, как определить опасно малое содержание кислорода в атмосфере». Дилетанты советуют поджигать спичку и смотреть, будет ли она гореть, но Кулаков не был дилетантом, он прекрасно знал петербургские подземелья, в том числе это, у «Короны». В незнакомые подземелья диггеры не ходят без комплекта спасательных средств: газоанализатора, портативного дыхательного устройства, как у подводника, и т.п. И держат его наготове. А подземелье у Карповки считалось знакомым, и его нежданная опасность – возможно, спровоцированная жарой, – погубила обоих. Оплакивая гибель Алексея и Павла, исследователи глубин в то же время отмечают, что смерть наступила в ливневой канализации, то есть под нарочито дырявой крышкой люка, отнюдь не препятствующей проникновению воздуха извне. Почему же тогда диггерам не хватило кислорода?

«Петербургская канализация отличается, например, от московской. Она объединяет и ливневку, и общесплавную канализацию со сточными водами, соответственно, всевозможными химическими добавками, реагентами и т.п. Именно их разложение могло привести к резкому вытеснению кислорода. Эти реагенты успели бы схлынуть, рассосаться, но диггеры оказались не в то время не в том месте. Жара тоже поспособствовала. Когда внутри шахты тепло, а снаружи холодно, воздух циркулирует за счет разных температур, возникает тяга. В жару воздух застаивается», – пояснил Давыдов.

Сам он несколько раз организовывал для Шпунтенкова экскурсии по Москве, в том числе – по московским подземельям, но петербургская канализация пользуется большей популярностью, чем столичная – именно по причине большого запаса коллектора. А Кулаков был самым известным диггером Северной столицы, и вполне естественно, что Павел Шпунтенков обратился именно к нему. Блог Шпунтенкова «Дорога к фильму» (Road to Film) объединял видеозарисовки из самых неожиданных уголков России, и, по задумке авторов, в конце должен был превратиться в полноценное кино. Видео о горном отшельнике набрало 2,7 миллиона просмотров, подземная Москва – почти 800 тысяч. А в Петербурге Павел снимал, помимо подземелий, еще и самых известных бомжей, а также подробно разбирал городские легенды и мифы.

Алексей Кулаков был не менее популярен. О его гибели написал «официальный» паблик «ВКонтакте», объединяющий сотрудников «Горэлектротранса». «Он был интересной и разносторонней личностью. Одно из его увлечений – исследование подземных коммуникаций – оказалось роковым. Более 10 лет Алексей работал в «Горэлектротрансе»: сначала кондуктором и водителем парка Блохина, затем водителем в службе пути», – пишут авторы паблика. В 2010 году многотиражка «Горэлектротранса» опубликовала фото Кулакова, занявшего третье место на конкурсе профмастерства. 

Но петербуржцам Алексей был больше известен под ником Мегавольт. Подземелья – отнюдь не единственная тема, интересовавшая Кулакова-Мегавольта. Он вел под этим ником блог в «живом журнале», посвященном популяризации науки, космонавтики и любительского ракетостроения, даже читал лекции на общественных площадках. Да и первая экстремальная экскурсия Леши Кулакова была посвящена не канализации, а заброшенному ракетному полигону в Курортном районе. «Нам было лет по восемь, и мы думали, что полетим куда-нибудь на ракете, но застряли в лесу по пояс в снегу», – вспоминает его одноклассник Макс Зарипов. Накануне своего рокового похода Алексей Кулаков вернулся с фестиваля хиппи «Радуга». «Полторы недели обнимашек, джемов (музыкальных импровизаций, – «ПД»), веселья и разных интересных движух, замечательное фаер-шоу на Фуллмун, прекрасная баня, волшебные Пао-Вао... Хочется вернуться, но увы, теперь только в следующем году...». Следующий год для Алексея не наступит.

У Павла Шпунтенкова остались жена и дочь. Кулаков был в разводе и являлся чайлд-фри.

У Павла и Алексея, несмотря на всю экстремальность их увлечений, никогда не было конфликтов с законом. Диггеры и полиция вообще умудряются не пересекаться – если речь не идет о диггерах, исследующих метро: вот их или гоняют, или умасливают, приглашая на официальные экскурсии. А ставить заслон на пути исследователей канализации гораздо сложнее. Так, глава пресс-службы ГУ МВД Петербурга Вячеслав Степченко отметил, что для недопуска посторонних в канализацию требуется сначала установить, является ли проникновение туда нарушением закона. «Есть такая статья в Административном кодексе – самовольное проникновение на охраняемый объект. Например, по ней как-то судили мужичка, который полез на телебашню. Но люков в городе много, все принадлежат разным организациям. И даже если сотрудник полиции поймает диггера в момент проникновения в канализацию, он, по идее, должен сначала связаться с собственником люка, уточнить, запрещен ли туда допуск для посторонних, является ли этот диггер посторонним, а уже потом его задерживать». Немудрено, что охрану канализации, в основном, возложили на ее собственников.

К слову, в пресс-службе ГУП «Водоканал» после трагедии с диггерами на набережной реки Карповки выпустили заявление о том, как опасно самостоятельно исследовать канализацию. «Только специалисты предприятия имеют право передвигать крышки люков, открывать колодцы и обследовать систему канализации», – подчеркнули в компании. «Любая крышка люка при неумелой эксплуатации может стать причиной получения травм, поломки транспорта или возникновения транспортного коллапса. Только специалисты того предприятия или организации, на чьем балансе находятся канализационные сети, имеют право открывать люк и проводить какие-либо работы», – заявили в «Водоканале».