Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Петербуржцы предложили создать музей индустриального наследия

С такой идеей выступили ветераны завода имени Климова
Фото: «Петербургский дневник»

Ветераны завода им. Климова написали обращение главе города Александру Беглову с предложением создать музей индустриального наследия. Петербург славится своими научно-техническими традициями, а вот площадки для их демонстрации, по мнению горожан, до сих пор нет.

«В течение многих лет общественность Ленинграда, а позже Петербурга поднимала вопрос о воссоздании в нашем городе музея прикладных знаний, который был основан в 1870 году, но его до сих пор нет», – говорится в обращении на имя временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова. – Четыре зала музея науки и техники в небольших помещениях Музея истории Петербурга не решили этой проблемы».

Молодежи – наука и технологии 

Будущий музей петербуржцы предложили открыть на старой площадке Завода им. Климова по Кантемировской улице,11.

«История завода – это история нашей страны. Территория пропитана отечественными конструкторскими идеями, нестандартными инженерными решениями, технологическими новациями. Она хранит память о выдающихся инженерах, основателях и разработчиках отечественной авиапромышленности», – утверждают петербуржцы.

Однако такой возможности, по всей видимости, уже не будет. Вчера стало известно, что завод продал старую площадку одной из крупных московских строительных компаний за 1,3 миллиарда рублей. Теперь на земельном участке, скорее всего, появится жилье.

Лишь одно здание, фасад которого выходит на площадь Академика Климова и Большой Сампсониевский проспект, остается за «ОДК-Климов», в состав которого и входит завод им. Климова.

Там будут офисы предприятия, также планируется оборудовать зал приема иностранных делегаций.

«Возможно, руководство решит организовать в этом здании, например, на верхних этажах общественное пространство с акцентом на обучение и развитие молодежи в разных областях науки и техники – мы об этом думали. Но пока рано говорить о каких либо конкретных проектах», – пояснили в пресс-службе «ОДК- Климов».

Территории продали не просто так.

Вынужденная мера 

Дело в том, что предприятия «ОДК-Климов» на улице Академика Харитона, 8 строились за заемные средства, и теперь пришло время отдавать кредит.

Для этого в том числе нужно было выгодно продать старые территории на Кантемировской ул., 11. И, во всей видимости, руководству это удалось.

«Это вынужденная мера. То, как будет освоена эта территория в будущем – решать не нам. Нам, безусловно, хотелось бы, чтобы связь этого места с историей развития промышленности города была каким-то образом сохранена, в том числе, возможно, и благодаря созданию музея индустриального наследия в Петербурге», – добавили в пресс-службе «ОДК-Климов».

Про музей не забывали 

Кстати, по этому адресу (Академика Харитона, 8) как раз находится новая площадка завода, где уже есть Музей истории создания авиационных двигателей. Его организовали еще в 2002 году, к 110-летнему юбилею Владимира Климова.

Выставка, к слову, весьма разнообразная! Здесь и двигатели ВК-1, РД-33, ракетные двигатели ЖРД для зенитного комплекса С-200, вертолетные бестселлеры ТВ3–117 и ВК-2500. Есть и силовая установка разработки Завода им. Климова для вертолета Ми-8 – главный редуктор ВР-8В и двигатели ТВ2–117. И это еще не все!

В музее можно ознакомиться с документами и личными вещами ученых и конструкторов Владимира Климова, Сергея Изотова, Александра Саркисова и многих других специалистов.

В новом пока не нуждаемся 

Вообще открыть новый музей в городе не очень просто. В нашей стране действует федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Он гласит, что в основе создания любого музея лежит музейный предмет или музейная коллекция, которые включены в Музейный фонд России. Его наполнением занимается Министерство культуры России.

Сегодня целые коллекции предметов и вещей, рассказывающих об истории развития науки и техники, любой желающий может посмотреть в Музее истории Петербурга, который расположен в стенах Петропавловской крепости. В нем с конца прошлого года работает проект «Музей науки и техники».

«Коллекция музея является неделимой. Поэтому изъятие у музея части коллекции, чтобы создать новый государственный музей противоречит требованиям законодательства. «Музей науки и техники», пользуется неизменной популярностью у жителей и гостей города», – прокомментировали ситуацию в Комитете по культуре Санкт-Петербурга.

Там подчеркнули, что создание музея требует серьезного финансирования не только на стадии разработки и реализации проекта, но и при дальнейшей его работе.

«Принятие решений об открытии новых музейных объектов всегда сопровождается серьезной проработкой каждой инициативы. Сегодня приоритетным культурным проектом, связанным с музейной жизнью города, является реэкспозиция и расширение «Государственного музея обороны и блокады Ленинграда» в Соляном городке», – добавили в комитете.

Все новое – забытое старое 

В Петербурге вопрос создания музея индустриального наследия поднимается очень давно.

По словам главного научного сотрудника Отдела истории архитектуры и градостроительства Нового времени, профессора кафедры искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А. Л. Штиглица Маргариты Штиглиц, лет 30 уже точно, и до сих пор судьба музея висит в воздухе.

«Петербург обладает богатым наследием индустриальной культуры. Здесь на самых ранних порах жизни города было заложено Адмиралтейство – первая судостроительная верфь России, созданы крупнейшие государственные предприятия – Ижорский и Сестрорецкий заводы, а также первые текстильные фабрики, ознаменовавшие начало индустриальной революции. После перепрофилирования многих из них остались памятники промышленной архитектуры, различное оборудование, документы и архивы. Все это нуждается в сохранении и размещении в историческом пространстве», – размышляет Маргарита Штиглиц.

По ее мнению, в Петербурге должен быть современный музей индустриального наследия, как, например, в Гамбурге, Манчестере и других крупных промышленных центрах. Есть немало территорий, пригодных для создания музея и в нашем городе.

«Прекрасным местом мог бы быть Ижорский или Обуховский заводы, но они далеко. У завода Климова богатая история, и само здание мастерских – памятник архитектуры, построено по проекту известного петербургского архитектора – Алексея Бубыря. И если площадка освобождается, а город может посодействовать, почему бы не открыть там музей», – добавила Маргарита Штиглиц.

Устойчивый тренд 

Как показывает практика, сегодня на территориях бывших заводов и многих других промышленных предприятий чаще всего появляются офисы или целые деловые центры.

«Невозможно сейчас точно подсчитать, сколько именно заводов приспособлено под офисы, но эта практика еще долго будет в тренде. По сути – большая часть исторического центра и примыкающие к рекам и каналам территории постепенно превращаются в офисные пространства. Это хороший тренд, когда проект продуман и совмещает в себе несколько функций», – рассказывает Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg.

В последнее время некоторые девелоперы рассматривают промышленные территории в том числе в качестве будущих общественных пространств.

Так, уже несколько лет эксперты, власти города, петербуржцы обсуждают судьбу бывшего завода «Красный треугольник» на набережной Обводного канала, 134, который, возможно, станет новой точкой притяжения уже в ближайшем будущем.

«Это не только офисные функции, но в том числе и общественные пространства – «Новая Голландия» один из самых удачных примеров такого подхода», – добавил специалист.

По его словам, раньше считалось престижным арендовать офис в историческом центре, но теперь видна отчетливая тенденция смещения деловой активности в новые районы. Яркий пример – деловая зона Пулково. Более того, существующие здания, особенно исторические, совершенно не отвечают требованиям к современному офисному пространству. Они зачастую неудобны из за особенностей внутренней логистики, не полностью отвечают современным требованиям пожарной безопасности, также часто встречаются проблемы с вентиляцией.

«Радость от переезда в «исторические стены» быстро сменяется с реалиями жизни: постоянные пробки, отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе детсадов, школ, детских площадок. Поэтому все больше запросов идет на «удобное для жизни и работы пространство» в современном деловом центре, и все меньше в центре историческом», – добавил специалист. 

Закрыть