Диктор военно-морского парада: на Красной площади работать даже легче, чем в Петербурге
- Борис, в этом году вы в третий раз станете голосом Главного военно-морского парада. Волнение уже ушло?
Борис Хасанов (Б.Х.): Честно говоря, чем дальше, тем больше волнуюсь. Очевидно, копятся какие-то нервные моменты. Первый парад совершенно спокойно прошел, тогда мы с Колей еще не задумывались всерьез об ответственности, которая легла на наши плечи. Просто делали свое дело. К тому же нашу уверенность в себе укреплял Евгений Саныч (Хорошевцев, – ред.), диктор президента и в некоторой мере наш наставник, к которому всегда можно обратиться за советом. Сейчас ощущаем, что уровень ответственности и градус волнения выше.
Николай Орса (Н.О.): Примечательно, что весь парад синхронизируется по дикторскому сопровождению, как в Москве, где я проработал на Парадах Победы много лет, так и в Петербурге. Мы задаем темп и ритм движения всего.
КОГДА УСТАЮТ СВЯЗКИ
- Из-за чего могут появиться оговорки?
Б.Х.: Текст и его сопровождение отрабатывается сотни раз – это часы упорного и напряженного труда. Но от оговорок не застрахован никто, а вот права на них просто нет.
Н.О.: Ошибки случаются крайне редко, многочисленные репетиции дают результат.
Б.Х.: Все сложные или трудновыговариваемые слова прорабатываются заранее. Оговорки возникают от усталости речевого аппарата. Текста много, связки устают.
Н.О.: Диктором может быть далеко не каждый человек. Кроме поставленного голоса, он должен иметь режиссерское и актерское мышление. В Москве по просьбе Евгения Саныча искал ему нового диктора. Из 12 претендентов высокого уровня только один подошел и то с натяжкой. Он сейчас учится у Хорошевцева.
- Вы заучиваете текст?
Б.Х.: Нет, прорабатываешь материал и читаешь по тексту. Большая часть парада идет с живым звуком, на всякий случай есть запись, которую мы готовим заранее. Идет живое вещание, но могут возникнуть обстоятельства, вынуждающие переключиться на запись. К примеру, запершило в горле и нарушается интонирование. Один раз была такая ситуация.
Н.О.: При этом люди не должны заметить разницы в звуке. И сильно полагаться на запись нельзя, в любой момент необходимо быть готовым включиться обратно в живой звук. Могут происходить внезапные изменения, скажем, в порядке прохождения кораблей или авиации и т. п.
Б.Х.: Когда начинаю говорить «голосом парада», сразу чувствуется напряжение связок. Это называется «позиция», голос звучит насыщеннее, гуще. При этом в нем еще должен быть определенный посыл. Если говорить тише, то напряжение связок спадает, но речь получается вялая. Парад – величественное событие, он не может быть озвучен так. Ты должен говорить громко и торжественно, что еще увеличивает нагрузку на речевой аппарат.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Сколько времени можно непрерывно говорить в «позиции»?
Б.Х.: Теоретически сколько угодно. По опыту – часовой парад отчитать реально, но все же с небольшими перерывами. Чем дольше идет сплошной текст, тем выше риск появления оговорок. От долгого чтения голос начнет хрипеть. Это чисто физиологический фактор.
Н.О.: Когда мы готовим запись, работаем несколько часов кряду, конечно, с перерывами. Нужно не просто правильно произнести текст, но и выверить интонацию в каждом моменте.
- Вы можете вносить свои коррективы в представленный руководством парада текст?
Б.Х.: Когда это касается литературной стилистики и лучше для озвучки. Например, если предложение не согласовано, слишком длинное, и его сложно интонировать. Письменный вариант в любом случае необходимо адаптировать под устную речь. От каких-то слов приходится отказываться, обязательно находятся повторы, тавтология. Именно поэтому любой писатель всегда отдает свой труд на вычитку редактору.
Н.О.: Специфика еще в том, что военные пишут с торжественным армейским канцеляризмом. Без сомнения: он создает определенный пафос. Прочитать текст необходимо этим языком, но когда военные пишут текст, они его не проговаривают. Начинаешь его начитывать с выражением, и ничего не понятно, приходится его адаптировать, потом согласовывать с автором текста и руководством парада. Предлагаем свой вариант, отмечаем, какие предложения слишком сложно выговорить, какие слова будут звучать лучше.
- Как вы подготавливаете текст для себя?
Б.Х.: Ты, как диктор, не имеешь права говорить не с тем ударением, путать характеристики техники, названия, фамилии... В каких-то моментах лучше чего-то не сказать, чем сказать неверно или оборвать это на полуслове.
Недавно смотрели новостной ролик, где репортер говорит: «вот прямо сейчас за моей спиной с вертолета опускается спасательная капсула». А это даже близко не так. Очевидно, была не выяснена суть вопроса, а может, у журналиста просто не было времени или не у кого было спросить. Вот только это была не спасательная капсула, а средство для обнаружения подводных лодок с целью их последующего уничтожения, то есть ничего общего со спасением там не было.
Б.Х.: Таких косяков мы себе позволить не можем. Поэтому приходится все многократно проверять. Вроде бы текст, который нам дали, ясен, но есть нюансы. Например, ударения. Скажем, ЧЕсма и ЧесмА. ГАнгут или ГангУт.
Проработка текста – это некое домашнее задание. Места сомнениям быть не должно. Начинается работа со словарями. Особую сложность представляют названия населенных пунктов и фамилии. Словари и энциклопедии не всегда дают ответ, куда поставить ударение в этих словах, тогда приходится искать телесюжеты, где это слово произносится.
- Что было сложнее всего найти?
Б.Х.: Еще на первом параде была сложная фамилия одного из командующих флотами. Даже в Адмиралтействе не знали, как правильно поставить ударение. Пришлось перерыть чуть ли не весь Интернет! В итоге нашел телесюжет об этом командующем, не любительскую съемку с телефона, а проработанный телевизионщиками материал, где произносится его фамилия. Времени на это ушло прилично, а ведь это лишь одно слово.
В «ЗОНЕ ТЕКСТА»
- Расскажите, как вы понимаете, что пришла пора говорить о том или ином корабле?
Н.О.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения» по Санкт-Петербургу предоставили нам отлично оборудованный автобус, откуда мы ведем вещание. Он оснащен специальной системой видеонаблюдения, которая позволяет видеть все происходящее. Ребята знают свое дело, они обеспечивают грамотное распространение звука по площади и акватории. На первом параде каждую установку лично проверял, сейчас знаю, что можно на них положиться, мы одна команда.
Б.Х.: Многие могут подумать, что можно ориентироваться по телевизионным камерам, но это не так. К нам на монитор выводится статичная картинка, на которой мы четко видим, что корабль вошел в «зону текста». А от авиаторов рядом с нами стоит отдельный человек, который сигналит нам, что пошло такое-то звено самолетов. Самолеты пролетают от Благовещенского до Дворцового моста всего за 13-15 секунд. За это время мы должны вовремя и без ошибок подать свой текст.
Н.О.: У человека от авиации есть собственная мониторная система и защищенная военная связь с центром управления, которую не способны подавить глушилки. На мобильную связь надеяться не приходится. Помню, на репетиции парада 2017 года «Первый канал» запустил коптеры для эффектной съемки, а военные в это время включили глушилку и дроны градом посыпались в воду.
Вообще, на Красной площади работать легче. Там четко видишь, что парадная «коробка» солдат поравнялась с Мавзолеем – и тут мы пускаем текст. Есть понимание, что «коробки» идут в одном ритме, у тебя есть 31 секунда, плюс минус полсекунды, чтобы дать озвучку. Там легко все высчитать. А вот корабли идут с разной скоростью.
Б.Х.: Люди задали ритм и следуют ему. Кораблям это сделать невозможно! Все-таки течение, ветер, кильватер.
АЛКОГОЛЬ ПОД ЗАПРЕТОМ
- Каким образом вы готовите голос к параду?
Б.Х.: На время подготовки к параду абсолютно исключаю любой алкоголь. Не ем орехи, мед, молочку и ряд других продуктов, потому что все это оседает на связках. Непосредственно перед чтением лучше ничего не есть, а вот за пару часов до работы поесть надо обязательно – прямо как перед тренировками в спортзале. Также желательно не быть простуженным, чем сейчас похвастаться не могу, но справляюсь.
- Как вы считаете, для чего нужны парады?
Н.О.: Когда американцы хотят продемонстрировать силу, они ввязываются в войну, пригоняют какой-нибудь 6-й флот, начинают стрелять и бомбить города. Россия же на своей территории, никого не трогая, показывает: «Смотрите, ребята, как слаженно мы прошли. А вон там, под брезентом, техника еще мощнее, но мы вам ее не покажем...»
Б.Х.: Задача парада – показать, что к нам лучше не соваться. Я сейчас снимаюсь в сериале про Александра III, в связи с этим читаю его биографию, чтобы лучше понять своего персонажа. Вычитал интересный факт, это был единственный правитель России за всю ее историю, когда мы не участвовали в каких-либо войнах. При этом он держал на виду у всего мира высококвалифицированную армию. Ни у кого даже мысли не возникало к нам сунуться.
Парад – это еще один способ продемонстрировать свою силу и на корню пресечь размышления потенциальных противников о возможности войны. Потому и так важно, чтобы парады проходили идеально, что накладывает особую ответственность на всех участников. К чести наших военных-моряков необходимо отметить, что режиссура парада на высшем уровне, они делают его зрелищным и интересным.
ФАКТЫ
По данным Федерального государственного унитарного предприятия «Российские сети вещания и оповещения по Санкт-Петербургу», на параде задействуется огромное количество специальной техники и оборудования: на набережных устанавливаются системы ретрансляторов и усилителей мощности, размещаются более трех десятков акустических систем, прокладывается свыше 7 километров звукового кабеля, расставляются и настраиваются более 16 микрофонов.
Одна из наиболее ответственных задач при обеспечении звука – стабильная работа микрофона на президентском катере, когда Верховный главнокомандующий будет совершать обход кораблей и приветствовать военнослужащих. Радиоканалы многократно резервируются от любых возможных проникновений извне.
Примечательно, все микрофоны, установленные в разных точках проведения парада, не находятся в постоянно включенном состоянии. Иначе эфир будет забит посторонними звуками. Каждый из них запускается в работу в положенное время, согласно сценарию.