Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

«Криминальный портрет» в Петербурге и Ленобласти становится менее пугающим

Завтра, 25 июля, сотрудники органов следствия РФ отметят профессиональный праздник. Несмотря на тенденцию к снижению числа преступлений, сидеть сложа руки им не приходится. Каким же видят современный «криминальный портрет» двух соседствующих регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области – сотрудники СК РФ?
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Дмитрий Иванов, заместитель руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу, курирует работу двух управлений по расследованию особо важных дел.

- По итогам прошлого года статистика убийств в городе, некогда получившем ярлык «бандитского», напоминает тихие времена брежневского застоя. Да и в целом тенденция к снижению преступлений сохраняется уже несколько лет. За счет чего это достигнуто? 

Действительно, сейчас какой-нибудь огнестрел или квалифицированное серьезное убийство – целое событие. Полагаю, к этому привела совокупность факторов: и эффективная работа правоохранительных органов, и улучшение экономической ситуации, и социальные перемены в обществе, отразившиеся в том числе на снижении количества маргиналов.

- Какова же теперь основная черта «криминального портрета» Петербурга, если ушли в прошлое стрельба и рейдерство?

-  Так посмотрите на количество мошенничества – какие только схемы не изобретаются! Рынок черного риелторства, несмотря на ощутимое снижение числа таких преступлений, полностью не заглох. Или те же БАДы – целая череда дел была, связанных с ними, где в основном жертвами мошенников становились пожилые люди.

Немало случаев, когда у предпринимателей или родственников фигурантов уголовных дел вытягивают деньги якобы для сотрудников правоохранительных и иных государственных органов. Когда таких лиц задерживают, как правило, оказывается, что за ними никто не стоит. Ежегодно у нас несколько подобных дел в производстве, и с учетом того, что эта преступность очень латентна, что не все потерпевшие обращаются с заявлением, мы понимаем, что это лишь верхушка айсберга. Такие преступления наносят огромный ущерб еще и тем, что формируют в умах потерпевших ложное представление о коррупционной подверженности ведомств и конкретных должностных лиц.

- Если пенсионеры нередко становятся жертвами обмана, то от чего страдают несовершеннолетние – еще одна приоритетная для сотрудников СК РФ категория?

- Как правило, от насилия – как физического, так и сексуального. Уделить много внимания защите этих уязвимых категорий населения как раз и позволяет снижение числа особо тяжких преступлений – убийств, бандитизма.

- Но не все же банды канули в Лету. Что сейчас в производстве из наиболее яркого?

- Расследуем дело организованной преступной группы, часть членов которой промышляла еще в 1990-е годы. Ее лидер, в прошлом боец одного из подразделений спецназа, возглавлял благотворительный фонд патриотического воспитания. На публику – громкие лозунги за здоровую молодежь, а по факту мы ему и его подельникам вменяем похищение двух человек ради выкупа и их убийство. Одну из жертв, предпринимателя, занимавшегося земельными сделками, несколько месяцев держали на цепи, требуя миллион долларов, и, не получив денег, утопили. Также мы вменяем этой группе один эпизод заказного убийства.

Заканчиваем дело группировки предпринимателя из Сертолово, 14 членам которой вменяются создание и участие в организованном преступном сообществе, бандитизм, серия разбоев, вымогательств, убийство. Взяли их на свежих эпизодах, а в ходе расследования выявили преступления еще периода начала 2000-х годов.

- На чем еще сегодня в Петербурге специализируется организованная преступность?

- Это то же черное риелторство, незаконный оборот наркотиков. Также в Петербурге активно действуют угонщики. Хотя такие преступления не наша подследственность, по ряду причин некоторыми ОПГ мы занимаемся. Люди эти очень дерзкие, наглые, и то, что зачастую они получают весьма небольшое наказание, отчасти способствует тому, что, выходя на свободу, они принимаются за старое. 

Этническая преступность тоже никуда не делась. Не так давно была совместная реализация ГСУ СК РФ по СПб, ГУ МВД России по СПб и ЛО и МВД одной из республик Центральной Азии. Лидер криминальной среды, постоянно живущий за рубежом, стал рассылать своих эмиссаров в крупные города России и обкладывать данью соотечественников – уборщиков, строителей, мелких предпринимателей. Сейчас эти лица заключены под стражу.

- Что характерно для экономических составов? 

- Налоговой инспекцией и органами внутренних дел выявляется немало случаев уклонения от уплаты налогов на солидные суммы. По результатам этих проверок нашими сотрудниками возбуждаются уголовные дела. Подавляющее большинство фигурантов уже в ходе следствия возмещают недоимки и пени, в результате чего дела прекращаются. Но есть и те, что доходят до суда.





«Организованная преступность сродни вирусам в живом организме: пока тот сильный, они его особо не беспокоят. Как только иммунитет ослаб в связи со стрессом либо травмой – тут же начинают активизироваться. Так и с государством: как только происходит какое-то социальное, экономическое потрясение или вооруженный конфликт, организованная преступность начинает расправлять плечи. Так было и в 1917 году, и во время войны, и в 1990-е годы», Дмитрий Иванов.

ЦИФРЫ

6,4% – на столько сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений в Петербурге по итогам 2018 г. по сравнению с предыдущим годом.

657 млн рублей составил ущерб по уголовным делам, находившимся в производстве СУ СКР по ЛО в 2018 г. Следователи добились возмещения более 70% этой суммы.

5 133 уголовных дела находилось в производстве следователей СК РФ по Санкт-Петербургу в 2018 г

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Артем Жеглов возглавляет подразделение по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности в СУ СКР по ЛО.

- Сколько следователей отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Ленинградской области сегодня противостоят «особо важным» преступникам региона?

- Отдел состоит из трех отделений – по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности, по преступлениям в сфере экономики и коррупции и по расследованию преступлений прошлых лет. Последнее является одним из приоритетных направлений в Следственном комитете РФ, и в этом году было создано отдельное подразделение с таким профильным участком работы. В общей сложности у нас 13 следователей и три руководителя.

- Где больше дел в производстве – в так называемом «бандитском» подразделении или в «экономическом»?

- Полагаю, по экономике больше преступлений. Это выражается в том числе и в том, что в «экономическом» подразделении на одного следователя больше. Все-таки вектор преступности, во всяком случае в части особо важных дел, имеющих большую значимость и резонанс, смещен в сторону экономики.

- Наверняка вокруг экономики совершаются преступления и по вашей части – против личности и общественной безопасности.

- Разумеется. Сейчас заканчиваем дело организованного преступного сообщества, возглавлявшегося начальником УМВД по Киришскому району, члены которого организовали хищение топлива с завода «Кинеф» и отходящего от него трубопровода с помощью врезок. Сейчас обвиняемые знакомятся с материалами дела. В общей сложности привлечены 24 человека. Насильственных преступлений они не совершали – только хищения в различных квалификациях, мошенничество, должностные преступления, самовольное подключение к нефтепроводу. Период преступлений охватывается полутора годами, за это время у завода было похищено около тысячи тонн топлива на сумму порядка 30 млн рублей.

- Что из последнего по преступным группам, досаждающим не предприятиям, а гражданам, вы можете выделить? 

- Направили в суд дело банды, совершившей серию похищений людей, вымогательств, разбоев. Возглавлял ее житель Кировского района Серафим Кривда. До того, как встать на скользкую дорожку, подрабатывал тамадой на свадьбах. Являясь человеком коммуникабельным и предприимчивым, в 2016 году он решил находить людей, которые с большой вероятностью не будут обращаться в правоохранительные органы, задерживать их под видом сотрудников полиции, угрожать подбросом наркотиков и вымогать деньги. У одного из привлеченных им в преступную группу мы изъяли удостоверение, внешне похожее на «корочки» сотрудника МВД. Вооружены подельники были травматическими пистолетами, напоминающими огнестрельное оружие. Также в группу входил действующий сотрудник автохозяйства ГУ МВД России по СПб и ЛО, который в ряде случаев приезжал на служебной машине. В таких случаях у потерпевших складывалось полное впечатление, что действуют сотрудники полиции.

- Какую сумму требовали в качестве «отпускных»? 

- Требования начинались, как правило, с 500 тысяч рублей. В реальности же в одном случае злоумышленники получили 300 тысяч, в другом – 160, в остальных шести бандиты довольствовались лишь тем, что у похищенных ими лиц было в карманах. Конечно, они требовали через 2-3 дня недостающую сумму, но потерпевшие вскоре выходили из стрессовой ситуации, а порой уже во время общения с «полицейскими» понимали, что тут что-то нечисто, так что отдавать деньги не торопились. Да и сами фигуранты понимали: если они отпустили человека, то вряд ли уже его увидят.

- Вчера Верховный суд РФ рассматривал жалобу приговоренного недавно к пожизненному сроку серийного убийцы Германа Христана, на чьем счету жизни четырех человек, проживавших в деревне Проба Всеволожского района. Чем, на ваш взгляд, кроме маниакальных наклонностей злодея, сжигавшего людей в собственных домах, выделяется это уголовное дело?

- Ярко выраженной следственной работой. Благодаря усилиям следователя по особо важным делам Ольги Дедковой, которая, можно сказать, прошла всю деревню вдоль и поперек, сумев найти подход к жителям, долгое время опасавшимся, что их тоже могут ночью сжечь, и потому не обращавшимся в правоохранительные органы, было раскрыто и доказано два ранее неизвестных эпизода – убийство и покушение на него.

«Воруют там, где есть что воровать. Один из главных ресурсов Ленинградской области – земля, поэтому значительная часть экономических преступлений совершается вокруг нее: взятки, мошенническое хищение, должностные преступления, связанные с халатностью или превышением полномочий при выделении земель или изменении их категории. Преступные схемы вскрываются также и в лесной отрасли», Артем Жеглов.
Закрыть