Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Как живет храм в Доме ветеранов сцены на Петровском острове

В 1930 году церковь закрыли и фактически уничтожили, но спустя 83 года ее полностью воссоздали
«Закулисье»: совместный проект к Году театра «Петербургского дневника» и Дома ветеранов сцены имени М.Г. Савиной Фото: Петербургский дневник/Александр Глуз

В Доме ветеранов сцены на Петровском острове есть своя церковь. В 1930 году она была закрыта и фактически уничтожена, но спустя 83 года ее полностью воссоздали. Как она живет сейчас?

Людмила Евгеньевна Остропольская поселилась в Доме ветеранов сцены имени М.Г. Савиной всего несколько дней назад. До этого Людмила Евгеньевна заведовала литературной частью в Театре им. Вахтангова.

Теперь у нее новый дом. Фотография внука на столе, кожаный советский чемодан у порога... Вещи еще не разобраны.

Звучит молитва. Батюшка окропляет комнату святой водой.

«Я вам так благодарна, батюшка, так благодарна! – обращается к священнику Людмила Евгеньевна. – Я так ждала вас...» 

Сейчас отец Богдан совершает чин освящения комнаты, а чуть раньше, буквально за пятнадцать минут до этого, в Доме ветеранов сцены состоялась служба. В храме, который находится в одном из корпусов.

МЕСТО СО СМЫСЛОМ

Первый каменный корпус Дома ветеранов сцены появился на Петровском острове в 1902 году. Тогда это место называлось Убежищем для престарелых артистов, а его основателем стала прима Императорского Александринского театра Мария Савина. Храм освятили в 1906 году.

«Мария Гавриловна была глубоко верующим человеком. Она понимала, что у этого дома должна быть прочная духовная основа, – рассказывает экскурсовод Ирина Ольшанская. – У актеров, да и всех людей театра, жизнь в те времена была непростая. Скитания, бездомность, неуверенность в завтрашнем дне... Мария Гавриловна сама прошла через все это. И, став ведущей актрисой Императорского театра, не забыла о тех, кто завершал свою сценическую жизнь в провинции, о тех, кто нуждался в помощи. Храм наполнял это место смыслом и делал его особенным».

По словам Ирины Ольшанской, Мария Савина вложила все свои силы в создание храма. Лучшие мастера изготовили дубовый иконостас в стиле древнерусских храмов. Росписью занимались ученики Нестерова и Васнецова. Витражи были заказаны в Риге... Каких-то особых «духовных правил» в Убежище не было. Жильцы посещали храм только по своему желанию.

«Мария Гавриловна никогда не афишировала свою духовную жизнь, это была ее сокровенная жизнь, – продолжает Ирина Ольшанская. – Ее театральные коллеги и друзья знали о ее добром сердце, но даже и предполагать не могли, что она ведет жизнь воцерковленной православной христианки! Митрополит Антоний (Вадковский) однажды сказал: «Я никогда не ожидал увидеть в женщине, тем более в актрисе, такого глубокого и такого верующего человека».

Но мы знаем, продолжает наш собеседник, что отношения Церкви и театра всегда были сложны. Лицедейство, то есть перевоплощение в чужую личину, противоречило христианскому образу жизни. Как же Церковь относилась к Марии Савиной?

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

КРЕСТ ИЗ РОЗ

Жизнь примы Императорского Александринского театра трагически оборвалась 8 (21) сентября 1915 года – она ездила на богомолье в Козельщанский монастырь и простудилась в дороге. Марии Савиной шел 61-й год.

«По воле Марии Гавриловны ее похоронили в крипте домового храма Убежища,– отмечает Ирина Ольшанская. – Отпевали ее тоже тут, в храме».

Марию Савину провожал в последний путь весь Петербург. От дома на улице Литераторов, где она жила и скончалась, ее везли к Александринскому театру. Там, под окнами ее гримерки, была совершена лития.

От театра до Петровского острова маршрут проходил мимо всех основных городских храмов – Казанского, Исаакиевского, Андреевского. Каждый собор встречал траурную процессию распахнутыми вратами, из которых выходило духовенство, чтобы проводить актрису в последний путь...

«На Петровском острове, как вспоминали очевидцы, Марию Гавриловну встречали жители Убежища с иконами в руках», – говорит экскурсовод.

Венки прислали со всей России. Они не умещались в храме и висели на стенах коридоров. Николай II и Александра Федоровна тоже отправили венок. Это была огромная хвойная ветвь с крестом из белых роз.

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

НЕБОЛЬШАЯ ФОРМАЛЬНОСТЬ

С той поры храм начал существовать без своей хозяйки. Это было тяжелое время – Первая мировая война, революция... Но службы продолжались – в основном благодаря супругу Марии Савиной Анатолию Молчанову. Он продолжал дело покойной жены. С приходом Советской власти над церковью при Убежище нависла серьезная опасность. В 1918 году Петросовет издал указ о закрытии всех домовых храмов.

«Недавно мы вместе с жителями Дома ветеранов сцены ездили в недавно освященную церковь Ксении Петербургской на Лахтинской улице. Во время подготовки к экскурсии я узнала, что только на Петроградской стороне до революции было 75 детских приютов, 15 богаделен и домов милосердия, – рассказывает Ирина Ольшанская. – Система благотворительности была очень стройной и охватывала все слои населения. Но в одночасье она была разрушена».

Но храм в Убежище в те годы удалось сохранить. «Была всего одна возможность спасти его – оформить как приходской, – объясняет экскурсовод. – Перекрыли двери, соединяющие храм и Убежище, и власти согласились зарегистрировать его как приходской, но, по сути, он не переставал быть домовым. Жители по-прежнему посещали службы – ведь можно было выйти из Убежища через другую дверь и войти с улицы. В эти годы храм оказался открыт для прихожан закрытых петербургских храмов.

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

ФАРФОРОВАЯ СВЯТЫНЯ

Золоченый иконостас, цветные витражи, настенная роспись... И вдруг мы видим, что в витрине, за стеклом, стоит фарфоровая чашечка. Откуда она здесь?

«Это одна из наших святынь, – рассказывает Ирина Ольшанская. – Она попала к нам из семьи петербуржцев, прихожан храма. Они ее бережно хранили после ареста последнего настоятеля, протоиерея Викторина Добронравова».

Отец Викторин стал настоятелем храма в 1919 году. По словам экскурсовода, он был человеком глубокой веры, твердого характера и никогда не шел на уступки Советской власти. В 1930 году его арестовали.

«На допросах он не назвал ни одного имени своих прихожан, – говорит Ирина Ольшанская. – В 1937 году отца Викторина Добронравова расстреляли в пересыльной тюрьме в Боровичах. В 2004 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых».

В 1930 году храм закрыли. Сначала здесь был концертный зал, затем столовая. Церковь вновь открылась лишь в 2013 году.

«Два года назад ко мне на экскурсию пришла 97-летняя женщина, которая сказала: «Я не верю, что этот храм восстановлен!». Ей показалось, что она пришла в тот самый храм, в котором бывала когда-то, еще в 1927 году, вместе со своим дедушкой, помощником настоятеля, – говорит экскурсовод. – Потом эта женщина принесла чашечку. Отец Викторин пил из нее чай, когда приходил к ним в дом, чтобы причастить тяжелобольную бабушку. После его ареста чашечку хранили как святыню».

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

СОТВОРИЛИ ЧУДО

В начале 2000-х годов инфраструктура Дома ветеранов сцены имени М.Г. Савиной находилась в аварийном состоянии. Требовался срочный ремонт. Денег не было, и Дом оказался под угрозой исчезновения. Но после обращения жильцов дома к Владимиру Путину ситуация кардинально изменилась. За полтора года были отремонтированы здания, отреставрированы уникальные интерьеры, воссоздан домовый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сейчас он фактически ничем не отличается от того, каким был в 1930 году.

«Реставраторы сотворили настоящее чудо! – считает Ирина Ольшанская. – К нашему счастью, сохранился архив Дома. Эти документы помогли при восстановлении храма».
   
Освящал церковь Святителя и Чудотворца Николая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В мае 2013 года здесь возобновились богослужения.

Как и во времена Марии Савиной, в наши дни посещать церковь или не посещать – личное дело каждого.

«Жильцы рады домовому храму, ведь все люди нуждаются в духовной поддержке, – замечает экскурсовод. – Не всегда легко переступить церковный порог, но настоятель нашего храма отец Богдан все понимает, он терпелив и заботлив, находит время побеседовать с жителями Дома, поддержать их, утешить. В Дом вернулась молитва, и церковь вновь наполнила это место смыслом. Благодаря этому мы вернулись к тому образу Дома, который был создан Марией Гавриловной Савиной».

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

КСТАТИ:  

Настоятель церкви Святителя и Чудотворца Николая в Доме ветеранов сцены имени М.Г. Савиной – протоиерей Богдан Дмитриевич Жук. Его основное место служения – храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Кроме того, он является настоятелем храма Святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана при городской больнице №31.

КОНКРЕТНО:

– Церковь Святителя и Чудотворца Николая в Доме ветеранов сцены имени М.Г. Савиной была освящена в 1906 году.  

– В 1930 году храм был закрыт. Его убранство было полностью утрачено.

– Торжественное освящение церкви состоялось спустя 83 года – в 2013 году. Храм освящал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Богдан Жук, протоиерей, настоятель Церкви Святителя и Чудотворца Николая в Доме ветеранов сцены имени М.Г. Савиной:

«Дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной – место на самом деле особенное. В первый раз я посетил его в сентябре 2013 года, когда меня представили как настоятеля Церкви Святителя и Чудотворца Николая. В тот день я ощутил особый духовный мир, который создавался здесь на протяжении целого столетия.

Благодаря прекрасному ремонту здесь удалось восстановить внутреннее убранство. Ведь храм был полностью разрушен, а потом он воскрес, возродился из пепла, и его освятил Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, это очень символично.

Я всегда прихожу сюда с любовью, с открытым сердцем. И всегда радуюсь общению с пожилыми артистами – насельниками Дома ветеранов сцены и прихожанами нашего храма. Что это за люди? Это очень талантливые и очень интересные артисты со своими характерами. Это люди XX века.

Да, не каждый из них был воцерковленным человеком, но сейчас многие из них обретают веру. Наши прихожане понимают, что единственный возможный путь – это путь с Богом.

Ведь если человек обрел в своем сердце Бога, то ему легче находиться на этой земле. Поэтому значение храма для Дома ветеранов сцены очень большое.

Считаю ли я поразительным тот факт, что актриса создала приют для ветеранов сцены и храм при нем? Нет. Это был правильный поступок для христианина. Ведь каждый человек должен заботиться о своих ближних, помогать им. Тем более что жизнь многих актеров проходила перед глазами Марии Савиной. Она прекрасно понимала, чего им не хватает и какие у них проблемы.

Сейчас постояльцы Дома ветеранов сцены продолжают жить насыщенной жизнью. Здесь созданы все условия – например, есть концертный зал, где артисты ставят спектакли и устраивают творческие вечера.

Мне кажется, что и в наше время меценаты и благотворители могли бы последовать примеру Марии Савиной – создавать такие дома. Например, не для актеров, поскольку у них уже есть свой дом, а для представителей других профессий. Почему нет? Это ведь очень доброе, благородное, милосердное дело».

НА ЗАМЕТКУ:

В следующих выпусках «Петербургский дневник» расскажет о судьбах жителей Дома ветеранов сцены имени М.Г. Савиной. Совместный проект посвящен Году театра, который объявил в этом году президент России Владимир Путин.

Закрыть