Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»

Владимир Фролов: «Такие непростые архитектурные конкурсы»

Главный редактор журнала «Проект Балтия» призывает развить систему архитектурных конкурсов в Северной столице

В Петербурге все ждут нового архитектурного конкурса. На кону последний незастроенный элемент центрального градостроительного ансамбля Северной столицы – территория бывшего Ватного острова. Здесь был ГИПХ, здесь могла быть Набережная Европы или Судебный квартал. Будет, говорят, парк – «петербургское Зарядье».

Объект такого формата требует обязательной конкурсной процедуры. Если вспомнить Мариинку-2, тот же Судебный квартал или недавний проект Музея обороны и блокады Ленинграда, то становится понятно: с конкурсами у нас все не слава богу. Всюду несоответствие между выбором жюри и дальнейшей процедурой воплощения проекта.

Практика нашего издания «Проект Балтия», с 2012 года выступающего оператором конкурсов, также не обнадеживает: в основном заказчик стремится лишь к положительному пиару. Что это: влияние несговорчивого genius loci или приневские сфинксы предлагают нам очередной ребус?

За последние годы в Москве и в других городах Российской Федерации было проведено немало успешных состязаний. Самые нашумевшие касаются той же темы, что интересует сейчас Петербург: важного для всего города общественного пространства. Упомянутое «Зарядье» в столице и благоустройство казанского озера Кабан – оба проекта сделаны с участием зарубежных архитекторов. У нас же даже «образцовая» Новая Голландия не может похвастаться совпадением результата конкурса и тем, что в итоге строится.

Может, и к лучшему? Не будем слепо верить в сам механизм, в то, что городу надо без колебаний воплощать официально победивший проект, кем бы он ни был создан и каким бы жюри ни был он выбран. Никто не застрахован от промахов, а в Петербурге – городе ансамблей – как нельзя более актуально высказывание одного западного критика: «Можно делать ошибки, но строить ошибки не следует никогда». Проведение конкурсной процедуры вплоть до физического сооружения лучшего объекта само по себе не дает гарантию художественного качества, но другое дело, что оно говорит о наличии общественного консенсуса.

А чтобы было меньше ошибок, необходима тренировка – для всего общества и для профессионалов. И чем раньше к ней приступить, тем больше шансов на победу. Тяжело в учении – легко в бою. Молодое петербургское бюро KATARSIS – отличный пример последовательного обретения имени и статуса через участие в конкурсах (первое место в «Петербургских фасадах» для Комитета по градостроительству и архитектуре, второе – в конкурсе «Горизонт» для «Севкабель Порт»).

Конкурсы нужны – большие и малые. А в ожидании большого молодые архитекторы могут попытать счастье в студенческом состязании «АРХпроект: внутри и снаружи», стратегическим партнером которого стал журнал «Проект Балтия».

Закрыть