Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

В Петербурге ищут улицу Жореса Алферова

Краеведы и биографы ученого ищут самую алферовскую улицу Петербурга, чтобы дать ей имя великого физика

Президент своим указом от 12 июля «Об увековечении памяти Ж. И.Алферова» порекомендовал правительству Санкт-Петербурга установить в городе мемориальную доску и присвоить имя ученого одному из объектов улично-дорожной сети. «Петербургский дневник» обратился к биографам и краеведам с вопросом, как определить самую Алферовскую улицу города?

«Когда обсуждался вопрос об увековечении памяти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, –  вспоминает корреспондент ТАСС Олег Сердобольский, биограф Жореса Ивановича Алферова, – оказалось, что с его именем связано более 100 адресов в городе. Алферовские адреса пока никто официально не подсчитывал, но их точно будет немало».

Велосипедист Алферов

С Ленинградом-Петербургом связана вся сознательная жизнь Жореса Ивановича Алферова (1930-2019). Будучи студентом ЛЭТИ (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ») он снимал комнату на улице Пушкинской. После распределения в Физтех, получил место в общежитии. Для размещения молодых специалистов выделили две квартиры в новом доме Академии наук на Московском проспекте за Парком Победы. Это был 1952 год, до открытия станции метро «Парк Победы» оставалось 9 лет. «На работу нужно было ехать в обычно переполненном трамвае 29 маршрута до Владимирской площади, где пересаживаться на 9-й номер – до Физтеха. Дорога в оба конца занимала как минимум три часа, чего я позволить себе не мог. Летом я ездил в институт на велосипеде, 21 километр, добирался за час. Но лето у нас короткое, да и этого времени жалко, потому и переселился в институт, – читаем воспоминания ученого в книге «Калитка имени Алферова. 80 историй от нобелевского лауреата, рассказанных Аркадию Соснову», выпущенной к 80-летию Алферова. – Вечером, когда народ расходился по домам, наступало самое прекрасное время. Никто не мешает, не отвлекает. Выскочил в гастроном за колбасой, хлебом, кефиром, перекусил – и работаешь дальше в свое удовольствие. Поэтому закруглялся я в час, а то и в два ночи».

Практику переселения в институт, с которым связаны все самые яркие его научные открытия и которым он руководил в тяжелые 1990-е годы, Жорес Иванович повторял и в более позднее время, к чему довольно трудно было привыкнуть его супруге Тамаре Георгиевне Дарской, отмечает Олег Сердобольский: «Однажды Жоресу Ивановичу позвонил министр обороны СССР (1976-1984) Дмитрий Федорович Устинов и сказал, что разработку нужно сдать не 28, а 5 числа, это очень важно. И Алферов вновь переселился в Физтех, работа была сдана в срок».

Музыка французских названий

Один из адресов ученого – улица Жака Дюкло, там он получил квартиру в одном доме с собственными родителями (отца ученого перевели из Минска в Ленинград уже после того, как Жорес Иванович стал студентом ленинградского вуза). «С этим адресом связана смешная история, произошедшая в Париже, при поселении в отеле во время одной из научных конференций», – рассказал Олег Сердобольский. Веселье у французов вызвало обилие родных названий, связанных с советским ученым – и зовут его Жорес (родители назвали сына в честь борца против колониализма Жана Жореса) и живет он на улице Жака Дюкло (руководитель французской компартии).

Последним официальным адресом Алферова в Петербурге был многоэтажный дом на Петровской набережной, расположенный прямо за Домиком Петра, известный под неформальным названием «Дворянское гнездо», так как построен на углу бывшей Малой Дворянской и упраздненной Петровской улицы. «В последние годы Алферовы, бывало, ночевали здесь, если задерживались в театре. Постоянно они жили на даче в Комарово», – уточнил Олег Сердобольский.

Проспект, мост, станция метро, площадь, наукоград

В топонимическую комиссию обращений с предложениями присвоить имя академика Алферова одной из городских улиц пока не поступило, рассказал «Петербургскому дневнику» член комиссии историк и краевед Алексей Ерофеев. «Сейчас подходящих вариантов у нас нет, не хотелось бы, чтобы имя Алферова получил один из небольших безымянных проездов. Это должна быть широкая, светлая улица, она должна соответствовать образу Жореса Ивановича, масштабу его личности, а это космический масштаб!» – уверен Алексей Ерофеев.

Он высказал надежду, что к ближайшему заседанию бюро топонимической комиссии в первых числах сентября строительный блок городского правительства предоставит планы новых городских кварталов и там найдется магистраль, достойная имени Алферова.

Собеседник оценил возможные варианты городских топонимов, которые могли бы получить имя ученого. По его мнению, было бы удачным решением назвать именем Алферова новую большую площадь и станцию метро на ней – площадь Алферова и метро Алферовская. К удачным возможным решениям он отнес также новый мост или наукоград вблизи Петербурга, к неудачным – тоннель или аэропорт. «Имя Алферова принадлежит всему городу, поэтому вряд ли стоит искать привязку к домам и улицам, где жил и работал академик, поэтому имя Алферова может получить как улица в северной части города, где проходит проспект Науки, расположена площадь академика Иоффе и улица Вавиловых, так и в любом другом новом районе», – полагает Алексей Ерофеев.

Он уточнил, что право внести свое предложение по присвоению городскому топониму имени Алферова имеет любой житель города, а поскольку Жорес Иванович входит в число Почетных граждан Петербурга, то мораторий в 20 лет (присвоить городскому топониму имя выдающегося петербуржца или установить ему мемориальную доску можно только по прошествии 20 лет с момента его кончины) относительно него не действует. При этом Алексей Ерофеев призвал всех, кто имеет предложения, не торопиться, чтобы выбранный объект был соразмерен значимости имени ученого.