Городской велопрокат оставят без субсидий
В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга заявили, что со следующего года планируют уйти от субсидирования городского велопроката, которым сегодня занимается ООО «Велогород». Вместо этого оператора хотят выбирать и обеспечивать по контрактной схеме. В комитете пояснили, что эта модель положительно показала себя в Москве.
Славное начало и вероятный конец
С 2014 года нишу централизованного проката велосипедов в городе на Неве заняла компания «Велогород». Первоначально проект финансировал «Банк Москвы», но потом эту роль взял на себя Смольный. Все началось с 28 станций в разных районах города, но уже на следующий год их число увеличилось в три раза – до 90. По итогам сезона 2015 года среднее количество прокатов в день выросло до 1086. Несмотря на рост числа станций и велосипедов, городской прокат приносил в течение трех лет убытки. Так, в 2015 году они составили 34 млн рублей, в 2016 – 12 млн рублей, а в 2017 – 35 млн рублей. Отметим, что на сегодняшний день от тех 90 станций в городе осталось лишь 21, а количество велосипедов с нескольких сотен сократилось до 87.
Тем не менее, директор «Велогорода» Виталий Блаженов заявлял, что в прошлом году сервис обеспечивал более 1,5 тысячи прокатов в день. На тот момент – больше пяти прокатов на каждый велосипед. По этому показателю петербургское предприятие вполне могло соперничать с московским и даже европейскими прокатами.
Ежедневно в течение 2018 года совершается в среднем более 1,5 тыс. прокатов — это более пяти прокатов на один велосипед, что сопоставимо со статистикой крупнейших городских систем проката Москвы, Парижа, Нью-Йорка и других городов.
К сожалению, связаться с Виталием Блаженовым «ПД» не удалось. Он сослался не нехватку времени и не стал общаться с журналистом.
С 2014 по 2018 год КРТИ всего выделил «Велогороду» 132 млн рублей. А в этом году предприятие должно получить еще 30 млн. Как рассказал председатель комитета Сергей Харлашкин, получит ли реально деньги компания в этом году – будет зависеть от ее расторопности, так как эта организация осваивает средства с трудом.
ВТБ и золотые велосипеды
В конце мая этого года в аппарате вице-губернатора Эдуарда Батанова сообщили о переговорах с банком ВТБ. Именно он готов финансировать новый для Петербурга прокат «Велобайк», который будет построен по аналогии с московским прокатом. Этот проект должен появиться в 2020 году, в перспективе он будет рассчитан на 2,5 тысячи велосипедов. Одной из особенностей «Велобайка» является стоимость оборудования. Так, каждый велосипед французского производства стоит около 1,7 тыс евро.
Сергей Харлашкин в разговоре с «ПД» отметил, что это действительно очень дорого и эквивалентно стоимости гоночного велосипеда, но как показала практика, это оборудование надежное и служит намного дольше дешёвых аналогов. Однако пока нет никакой ясности, когда появится и появится ли «Велобайк» в Петербурге вообще, отметил председатель КРТИ.
Отметим, что московский велопрокат начинался с пяти сотен велосипедов в 2013 году, но сегодня парк состоит из более чем пяти тысяч байков. Однако столичный бюджет выделяет значительную дотацию прокату. Так, на 2019–2021 годы ее размер составляет 743,1 млн рублей.
Велошеринг, которого нет
Ранее городские власти прорабатывали идею о привлечении в городе велошеринга в качестве дополнения к прокату. Шеринг отличается от велопроката. Суть этой системы в том, что человек сможет воспользоваться байком, а потом оставить его в любом удобном месте, станций у велошеринга нет. На каждом велосипеде установлены замки на колесах. Чтобы их разблокировать, необходимо использовать специальное приложение для мобильного телефона.
В Смольном вели переговоры с китайским гигантом Mobike. Представители компании заявлял о готовности поставить десятки тысяч велосипедов, но из этого ничего не вышло.
«Они предлагали привезти 50 тысяч велосипедов. Я сказал, что можно начать с пяти тысяч, но они пропали. Вот и весь велошеринг», – сказал Харлашкин. Председатель КРТИ также отметил, что поддержит появление любого независимого велошеринга, которому не придется выделять бюджетные деньги.
Стоит отметить, что китайские велосипеды для шеринга в десять раз дешевле европейских прокатных. Так, двухколесная техника Mobike обходится всего в 150–450 долларов США. Правда, в России операторы шерингов в других регионах столкнулись с бедой повального вандализма, что плохо влияет на прибыльность и окупаемость бизнеса.
Только к лучшему
Генеральный директор компании «Айра», которая занимается проектами велосипедизации городов, Юрий Берестов заявил в беседе с «ПД», что поддерживает переход на контрактную систему. «На мой взгляд, это должно положительно сказаться на развитии бизнеса в целом: у собственников появится возможности по реализации идей, получения дополнительной прибыли. Контрактная схема в Петербурге сможет вполне эффективно работать при условии поддержки со стороны администрации, если город будет выделять места для строительства адаптированной для велосипедистов инфраструктуры», – сказал Берестов.
Он также отметил, что в случае с велопрокатом, стоимость услуг будет определена естественными условиями спроса и предложения.