Историк моды рассказала, чем Петербург по стилю отличается от Москвы
Мэган Виртанен – историк моды, культоролог и лектор. Она выступает на разных площадках в Петербурге – от образовательных до бизнес-мероприятий. Так, Мэган Виртанен преподавала историю костюма в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) и была консультантом по историческому гражданскому костюму для фильма «Довлатов» Алексея Германа – младшего.
«Петербургский дневник» узнал у Мэган Виртанен о советской моде и ее влиянии на Петербург, об отечественных дизайнерах и самообразовании.
Про развитие моды Петербурга и Москвы
– Какие тенденции советского стиля в Ленинграде вы можете назвать?
– Ленинградки традиционно считались крайне элегантными и тяготеющими к классике. Совершенно не обязательно, что это было правдой, но по крайней мере именно такое представление о жительницах города господствовало во всей стране. Да и Ленинградский дом моделей одежды поддерживал этот образ. Пожалуй, среди сохранившихся особенностей можно назвать большее внимание к линии, а не к цвету.
– Какие тренды вы видите в современном Петербурге?
– Петербург по-прежнему держит марку наиболее европейского города страны, так что именно у нас наблюдается более расслабленный стиль. Прозрачность и открытость одежды южных регионов, яркость и контрастность Центральной России, роскошь сибирских мехов – все это нас в основном минует. Сдержанные цвета, трикотаж, неброскость, но при этом внимание к деталям и интересный крой.
– Видите ли вы сильную разницу между модой Петербурга и Москвы?
– Сейчас трудно говорить о сильной разнице в одежде где бы то ни было. Москвичи в среднем одеваются ярче и, кажется, прилагают больше усилий в вопросах гардероба.
Про связь моды и политики
– Где вы сами покупаете одежду?
– Я не покупаю одежду, мне ее шьют на заказ.
– Как вы думаете, какие предметы одежды должны быть у каждой девушки?
– Я не люблю генерализаций и не верю, что есть хоть что-либо, что должно быть у каждой. И это касается не только одежды.
– Какие темы в моде вас интересуют больше всего?
– Психологические аспекты, влияние макроэкономических явлений на моду, связь моды и политики.
– Какие книги вы бы посоветовали почитать тем, кто хочет разобраться в моде и ее истории?
– Самообразование – единственное истинное образование, так что этот процесс для меня не заканчивается никогда. Разумеется, причем в моем случае дополнительные курсы касаются не столько одежды, сколько смежных областей. Я бы посоветовала начать с курса общей истории, перейти к экономической истории, затем немного политологии, социологии и культурологии – после этого разобраться «в рюшечках» уже будет несложно.
По отдельным эпохам и узким вопросам рекомендую книги издательства Berg. Литература на русском языке – сложный вопрос. Не все издаваемое одинаково полезно, разве что книги издательства «Новое Литературное Обозрение» в серии «Библиотека журнала Теория моды» чаще всего хороши, но есть исключения.
Про привязанность к вещам
– Вы коллекционируете журналы. Подскажите, по каким принципам вы их отбираете? Сколько стоил самый дорогой журнал? Любимый?
– Для западных модных журналов у меня выделены точные временные рамки – с 1920 по 1945 год, ибо нельзя объять необъятное. Впрочем, намного больше я заинтересована в пополнении «советской» секции: для советских модных журналов я временные рамки не устанавливаю – интересует все.
Самыми дорогими были Vogue 1940-х годов и Harper's Bazaar 1930-х, но точную цену даже и не вспомню.
Что касается любимых: я не делю источники на любимые и нелюбимые, они одинаково ценны для исследования.
– Как вы думаете, почему люди так привязываются к вещам? Есть ли у вас такая привязанность? Как вы относитесь к одежде? Легко ли расстаетесь?
– На осень 2019 года – ориентировочно сентябрь или октябрь – планируется моя лекция о том, как эмоции связаны с одеждой, так что именно тогда и можно будет услышать развернутый ответ. Привязываюсь я только к людям, да и то далеко не ко всем, а вещи – есть вещи, хотя не буду отрицать, что некоторые из вещей мне дороги.
– Отдаете ли вы одежду на переработку?
– Нет, обычно мои платья и аксессуары продолжают жить долго и счастливо в гардеробах моих подруг. Можно сказать, что это тоже своего рода ресайклинг, или круговорот вещей в природе.