Яндекс.Метрика
  • Игорь Федоров

Что делать с бочкой бензина под Конюшенным ведомством

На этой неделе будут представлены проекты реконструкции здания Конюшенного ведомства. Победителю конкурса придется решать не только архитектурные задачи, но и важную экологическую проблему
Что делать с бочкой бензина под Конюшенным ведомством Фото: «Петербургский дневник»

Пять проектов реконструкции Конюшенного ведомства должны быть представлены в ближайшие дни. Однако вдобавок к архитектурным задачам у разработчиков есть еще одна, доставшаяся городу в наследство от Ленинграда. Вопрос звучит так: что делать с цистерной в несколько тысяч литров – и, возможно, даже не пустой, – закопанной на Конюшенной площади более 40 лет назад.

Тяжелое наследие

О том, что земля под комплексом зданий «Конюшенный двор» (так его называли ленинградцы) и непосредственно самой Конюшенной площадью загрязнена горюче-смазочными материалами, знали давно. Очевидцы рассказывают, что, несмотря на минувшие годы, запах бензина легко улавливается в воздухе. Особенно в жаркую погоду.

Самое распространенное объяснение, которое можно услышать: всему виной автослужбы, базировавшиеся здесь долгие годы. С конца 1920-х и по 1940-е годы тут размещался первый ленинградский автобусный парк, а после 1950 года – таксомоторный парк. Ведомственный гараж всегда соседствовал с ремонтной базой. Впрочем, сложно представить, как нещадно надо было сливать в землю горюче-смазочные материалы, чтобы они даже впитались в фундамент исторического комплекса. Возможно, петербургский воздух подпортила одна из ленинградских АЗС, располагавшаяся именно на площади и по соседству с «Конюшенным двором».

Экологическая бомба

Вячеслав Шалин, экс-руководитель городского комбината автообслуживания, который в советские времена владел всеми городскими АЗС, вспоминает, что пришел работать на предприятие в 1978 году и этой заправки уже не было.

«Я знаю, что там была небольшая АЗС №8, которую потом перенесли поближе к Красногвардейской площади», – вспоминает он.

По оценкам Вячеслава Шалина, станция могла быть оснащена одним или двумя подземными резервуарами объемом 16 или 25 «кубов». (Уточним, один «куб» равняется 1 тысяче литров бензина или солярки.) Однако эксперт уверен, что при демонтаже АЗС резервуар должны были обязательно демонтировать.

Руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов несколько лет назад работал над проектом реконструкции Конюшенного ведомства и собрал огромный архив документов. По его словам, резервуары никто не убирал и как минимум один из них находится под площадью. «Это экологическая бомба!» – восклицает архитектор. Ведь никто не может сказать, в каком состоянии емкости, что в них было и что осталось.

«В перечень не входит»

Сейчас комплексом исторических зданий управляет Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Как сообщили нашему изданию в его пресс-службе, на выделенные средства из бюджета города в 2017-2018 годах были проведены первоочередные противоаварийные работы: замена кровельного покрытия крыш, усиление фундамента и конструкций здания, противоаварийные работы по фасадам, закрытие оконных и дверных проемов, частичный ремонт системы теплоснабжения и ревизия электрических и сантехнических коммуникаций.

«Исследование и рекультивация земли во дворе Конюшенного ведомства, где закопан резервуар для горюче-смазочных материалов, оставшийся от предыдущих владельцев, не входили в перечень первоочередных противоаварийных работ. Говорить о размерах этого резервуара и объеме работ можно будет только после проведения исследовательских и проектных работ, которые пока не запланированы», – говорится в ответе.

Ранее директор музея Александр Колякин рассказывал «ПД», что в одной из цистерн хранилось машинное масло, в другой – бензин и что горючее попало в грунтовые воды. Поэтому требовалось откачать и провести рекультивацию земли.

Сейчас Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга рассматривает пять концепций реконструкции здания Конюшенного ведомства. Их представили «Магазин купцов Елисеевых», УК «СТАРТ Девелопмент», «Тандем Истейт», Yard Group и Императорский фарфоровый завод.

Остается только догадываться, как будет решать проблему резервуара компания, которая выиграет конкурс.