Парусная яхта повторит маршрут первооткрывателей Антарктиды
Парусная яхта «Адмирал Беллинсгаузен» с эстонско-российско-британским экипажем на борту вышла 11 июля из Кронштадтского форта Константин в Антарктику. На ее борту – участники экспедиции «Антарктика-200».
Следуя тем же курсом, что и открывшая Антарктиду экспедиция русского Военно-морского флота под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 200 лет назад, путешественники с заходами в 30 портов Европы, Африки и Южной Америки рассчитывают достичь антарктических вод к новому году и встретить круглую дату на российской круглогодичной антарктической станции Беллинсгаузен.
«Кульминацией нашей экспедиции станет празднование 200-летия открытия Антарктиды на станции Беллинсгаузен. Мы планируем быть там 28 января 2020 года, – рассказал «Петербургскому дневнику» руководитель экспедиции Тиит Пруули. – Постоянно на борту яхты будет находиться не более 12 человек, но экипаж будет меняться: кто-то пробудет с нами две недели, кто-то два месяца. Общее число участников кругосветки, таким образом, достигнет 100 человек, 20 из них – ученые: морские биологи, физики, морские спасатели. В составе экипажа также профессиональные моряки, журналисты, актеры, общественные деятели из Эстонии, России, Великобритании».
Прославить имя соотечественника
Часть пути – от Таллина до Калининграда – на яхте «Адмирал Беллинсгаузен» пройдет почетный полярник России, председатель Полярной комиссии Русского географического общества (РГО), участник многих международных арктических и антарктических экспедиций, экс-директор Музея Арктики и Антарктики в Петербурге Виктор Боярский.
«Наша экспедиция – не единственная. В честь 200-летия открытия Антарктиды на станцию Беллинсгаузен готовятся прибыть три крупных российских парусника – «Седов», «Крузенштерн» и «Паллада». К сожалению, парусник «Мир» не войдет в эту компанию. Также мне известно о нескольких стартах небольших яхт в течение июля: например, 16 июля в Антарктиду из Кронштадта двинется омская яхта «Сибирь», к 28 января на станцию Беллинсгаузен наверняка прибудут суда из Аргентины и других близлежащих государств», – очертил собеседник масштаб события.
На торжественных проводах экспедиции в петербургской штаб-квартире РГО Виктору Боярскому вручили флаг общества. Он поднимет его на экспедиционной яхте. Боярский продемонстрировал собравшимся карты, составленные экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева, зарисовки берегов, сделанные с бортов их шлюпов «Восток» и «Мирный», отметив, что открытие Антарктиды не было случайным. Экспедиция ставила своей целью поиск и исследование южных земель и открыла кроме материка 28 неизвестных островов в Тихом океане. Прошедшей ранее здесь экспедиции английского мореплавателя Джеймса Кука антарктическая суша не открылась.
Виктор Боярский в составе экспедиции посетит эстонский остров Сааремаа – малую родину Фабиана Готтлиба Таддеуса фон Беллинсгаузена, балтийского немца, впоследствии известного как Фаддей Фаддеевич.
«Мы посетим усадьбу, где жил юный Беллинсгаузен. Сейчас в этом доме эксклюзивная гостиница. На острове будет устроен торжественный обед в честь первооткрывателя Антарктиды. В этом мероприятии примет участие президент Эстонии Керсти Кальюлайд, – отметил Тиит Пруули. – С нами путешествует много ученых, но наша главная цель – не "делать науку", не новые исследования, хотя будут и они, а популяризировать науку, помочь молодым поколениям в Эстонии и в России больше узнать о Беллинсгаузене».
Итогом экспедиции станет выставка о ней в Морском музее Эстонии (главном организаторе экспедиции), рассчитанная на школьников.
Во время пути еженедельно в эстонском радиоэфире будут звучать репортажи о ходе экспедиции, в главной газете страны будут публиковаться очерки, а двое первокурсников Эстонской морской академии Каролина Вайно и Юлиус Таранд будут выходить в телеэфир с борта яхты. Сейчас, как рассказал Тиит Пруули, в Эстонии нет памятника Беллинсгаузену и улиц, названных в его честь.
«Это мы хотим исправить. Собираемся установить памятник Беллинсгаузену на острове Сааремаа летом будущего года; он будет финансироваться совместно государством и на народные пожертвования», – сообщил собеседник.
Память о Беллинсгаузене в Петербурге и Кронштадте
Средоточием памятных мест и артефактов является имперская столица – Санкт-Петербург и его город-спутник Кронштадт. Перед выходом в море участники экспедиции осмотрели экспозицию Музея Арктики и Антарктики на улице Марата в Петербурге, посвященную Антарктике. Гостям показали макет шлюпа «Восток» – одного из двух кораблей, на которых достигли Антарктиды ее первооткрыватели – Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев в 1820 году.
«У нас хранится атлас, изданный по итогам экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Судовой журнал экспедиции находится в Военно-морском архиве (Российский государственный архив ВМФ. – Прим. ред)», – уточнил в беседе с корреспондентом «Петербургского дневника» заместитель директора музея по научной работе Михаил Ламакин.
В Кронштадте участники экспедиции возложили цветы к памятнику Беллинсгаузену в центре города и к кенотафу – символическому надгробию на городском лютеранском кладбище. В недавно отреставрированном православном Кронштадтском морском соборе зажгли лампаду. Ее установили на борту яхты и будут поддерживать горение на протяжении всей экспедиции. В евангелическо-лютеранской церкви Святого Апостола Иоанна в честь отправки экспедиции состоялся концерт-богослужение.
Глава администрации Кронштадта Олег Довганюк подчеркнул, что в Кронштадте служили многие флотоводцы и мореплаватели – выходцы из Эстонии – Иван (Адам Иоханн фон) Крузенштерн, Федор (Фридрих Беньямин Граф фон Лютке) Литке.
«Наверное, что-то есть в крови», – улыбается директор Морского музея Эстонии Урмас Дрезен. «Люди разных национальностей служили в русском флоте и в равной степени трудились на благо государства», – подытожил глава администрации Кронштадта.
Навстречу льдам
Одновременно с целями по популяризации науки и исследованию изменения климата путешественники ставят перед собой задачу провести измерение уровней радиоактивных изотопов, солености и содержания микропластика в морской воде по маршруту экспедиции, комментирует директор Морского музея Эстонии Урмас Дрезен. По материалам исследования планируется составить графики изменения состояния морской среды на маршруте исторического путешествия.
Путешественники прибудут в Антарктику в январе, в разгар антарктического лета, однако это не означает, что яхта не встретится со льдами. Руководитель экспедиции Тиит Пруули бывал в Антарктике на более легкой яхте – путешествие в антарктических водах на небольшом парусном судне, по его наблюдениям, отнюдь не редкость, но ледовая обстановка год от года меняется, может быть и такое, что удастся подойти только к кромке льдов. «Наша яхта металлическая, она надежнее многих яхт, которые заходят в Антарктику. На финальном этапе пути за штурвал встанет капитан ледокола Botnica (Канада) Индрек Киви, сейчас он работает в канадском секторе Арктики и присоединится к нам в Бразилии», – сообщил Тиит Пруули.
Из Кронштадта в кругосветное путешествие яхту повел другой эстонский капитан, Индрек Лепп, который работает на паромной линии Рига – Стокгольм. Он так же, как и Беллинсгаузен, учился в Петербурге: в 1990 году Лепп окончил знаменитую Макаровку – Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, как вуз называется сейчас.