Генконсул Франции в Петербурге: «Обожаю слушать русскую оперу в Мариинском театре и ходить на концерты «АукцЫона» и Земфиры»
Про французские точки в Петербурге
- Господин генеральный консул, вы работаете в Петербурге с осени 2017 года. Каким вы увидели Петербург? Что вас больше всего удивило здесь?
- Красота города – это из разряда очевидного. Но мне было интересно проверить сложившееся представление о Северной столице, как о городе, в котором люди живут спокойнее и гармоничнее, чем в Москве. Вы знаете, оно оказалось верным. Люди испытывают меньше стресса в повседневной жизни. Также я был рад отметить, что в Петербурге лучше транспортная ситуация, чем в Москве и Париже. Я живу в центре и ежедневно, отправляясь на встречи, могу не волноваться, что опоздаю. Жители города ведут активный образ жизни, это близко к нашему французскому подходу к жизни, и мне это нравится. Еще одно устоявшееся мнение утверждает, что Петербург – европейский город. Можно долго дискутировать на эту тему, но я считаю, что и вся Россия – это европейская страна, а ваш город, безусловно, ближе всего к Европе по стилю жизни и образу мыслей.
- Французская культура серьезно повлияла на российскую историю, с ней связано множество мест в нашем городе. Какие «французские» места у вас самые любимые?
- Тяжело ответить на этот вопрос однозначно. Можно привести известные всем места, такие, как Исаакиевский собор, построенный по проекту Монферрана, но для меня, пожалуй, любимое «французская» точка на карте города – библиотека Вольтера в Российской Национальной библиотеке. Она включает в себя около семи тысяч книг, почти треть из которых имеют пометы писателя, рукописи и черновики, прижизненные издания произведений с собственноручной правкой автора. Эта коллекция дает нам понять, насколько тесно связаны Франция и Россия. Российская императрица Екатерина II находилась в переписке с великими мыслителями нашей страны как раз в то время, когда происходило становление Петербурга, как европейской столицы. И пусть императрица далеко не во всем была согласна с тем же Вольтером, наши государства находились в общем пространстве идей, если можно так выразиться.
- Ваш кабинет по адресу Невский проспект, 12, выходит окнами на Невский проспект и Малую Морскую улицу. Можно ли встретить похожий вид в Париже?
- Весьма похоже, но есть несколько отличий. Разница в том, что архитектура Парижа пережила большие изменения во времена французского государственного деятеля, префекта департамента Сена барона Османа в XIX веке. Некогда большие авеню, похожие на сегодняшний Невский проспект, были полностью перестроены в едином строгом стиле. В итоге все здания на таких улицах стали похожи друг на друга. У вас здесь можно увидеть разные здания. Они раскрашены в разные цвета, что связано, я думаю, с северным климатом. В таких условиях зимой цветовое разнообразие жизненно необходимо.
- Часто ли вы встречаете французских туристов, прогуливаясь по Невскому?
- На улице я все чаще слышу французскую речь. Туристов из Франции точно становится больше, и иногда даже кажется, что мы в этом отношении лидеры, но пока это не так. Гостей из Китая сложно превзойти по количеству. Может быть, наших гостей меньше видно, так как французы, как правило, приезжают в составе небольших групп или вовсе предпочитают семейный и индивидуальный туризм. Но интерес к России продолжает расти. И самое главное, что те французские граждане, которые приезжают в Северную столицу, всегда уезжают с желанием сюда вернуться, а это очень важный показатель туристической привлекательности.
Про влияние санкций и инвестиции
- А как же непростые отношения между Россией и Евросоюзом? Мешают ли они нашим странам?
- Что касается наших двусторонних отношений, я имею в виду Францию и Россию, то, как генеральный консул, я ни разу не находился в ситуации, когда санкции мешали бы моей деятельности. Наш диалог никогда не прекращался. Мы развиваем сотрудничество в научной сфере, в области культуры, в экономике. Но, конечно, все мы выступаем за то, чтобы отношения Европы и России улучшались. Сейчас на Украине избран новый президент. Мы надеемся, что смогут быть найдены решения для урегулирования общей ситуации и исполнения Минских соглашений. Кроме того, президент Франции Эмманюэль Макрон неоднократно заявлял о возможности вести диалог с Россией и улучшать отношения для решения таких важных проблем, как борьба с терроризмом, изменение климата. Россия и Франция на протяжении всей истории были партнерами, союзниками во многих международных конфликтах, а ваша страна – важный и необходимый игрок на мировой арене. Лишним подтверждением этого стал недавний визит премьер-министра Дмитрия Медведева в Гавр и его встреча с премьер-министром Франции Эдуаром Филиппом.
- Политика всегда связана с экономикой. Вы не так давно говорили, что хотите усилить это направление нашего сотрудничества…
- Если говорить о французских инвестициях, то самым сложным в России был период с 2014-го по 2018 годы. Но нужно разделять инвесторов на две группы. К первой относятся компании, которые уже представлены на российском рынке. Существует рейтинг из 40 самых крупных французских компаний, абсолютное большинство из них давно работает в России. Это Renault, Total, Alstom, Société Générale (филиалом в России является Росбанк), Air Liquide, Schneider Electric и многие другие. Так вот, ни одна из них не ушла с российского рынка в сложное время. Но в этот период в экономике России не появилось новых игроков из Франции, и эту ситуацию необходимо менять. Сегодня важно привлечь сюда компании среднего размера. Позитивные сдвиги в этом процессе уже есть. Есть предприятия, которые начинают задумываться о том, чтобы выйти на российский рынок.
Но есть и объективные факторы, мешающие активизации их деятельности. Это, между прочим, опасения о риске новых санкций в отношении России со стороны США, порождающий неуверенность. Пока политика продолжает влиять на экономику, но ситуация не фатальная. Уверен, что, если со стороны России будут поступать позитивные сигналы европейскому бизнесу, это будет способствовать привлечению новых инвестиций. На своем уровне я пытаюсь обратить внимание французских бизнесменов на возможности местного рынка и способствую организации контактов на уровне компаний и предприятий Франции и Петербурга. И моя дверь всегда открыта для российских предприятий, которые ищут возможность вложения инвестиций, – Франция находится среди первых стран в мире по приему иностранных инвестиций.
- Вы знаете, что власти нашего города делают ставку на инновационное развитие, стимулируют тех, кто создает высокотехнологичные рабочие места?
- Межправительственный диалог, который ведется на уровне экономических министерств наших стран, определил приоритетные направления сотрудничества, в частности, переход на новые источники энергии. Также нам интересно развивать вместе все, что связано с технологиями для «умного города». Так что наши приоритеты совпадают.
Недавно в Петербург заходило уникальное судно Energy Observer с французским экипажем. Катамаран создан по проекту Викторьена Эрюссара, участника многих океанских регат. Он использует три возобновляемых источника энергии – солнце, ветер и воду и две технологии ее хранения – аккумуляторы и водород. Energy Observer вызвал большой интерес со стороны петербуржцев. Примечательно, что технологии, которые проходят испытания во время кругосветного путешествия катамарана, впоследствии могут быть применены не только на водном транспорте, но и в других сферах и отраслях.
- Возвратимся к разговору о санкциях, только на этот раз уже ответных. Как вам живется без французского сыра?
- Признаюсь, его мне не хватает, и каждый раз, когда я езжу домой, я стараюсь привезти его с собой. Хотя я под большим впечатлением от того пути, который проделали ваши сыровары. Как раз сегодня за обедом мы вместе с представителями одной из французских компаний заказали на обед сырную тарелку от местных производителей. Образцы были весьма недурны на вкус. Меня поразило умение россиян взять на вооружение европейские технологии, познакомиться с нашими традициями и в итоге, применив их, получить качественный продукт. Даже при условии, что используется местное сырье. В большей степени это относится к маленьким производствам.
Но и у нас во Франции такая же картина – мелкие производители производят сыры более высокого качества, чем крупные промышленные предприятия. Надеюсь, что через несколько лет, когда санкции останутся в прошлом, у нас будет возможность устроить большую дегустацию российских и французских сыров. Думаю, будет очень интересно.
Про кулебяку с лососем и российские корни
- А какие русские блюда вам нравятся?
- У меня уже было любимое русское блюдо до момента приезда в Россию. Благодаря своей родственнице, имеющей русские корни, я попробовал и полюбил кулебяку с лососем. Я продолжаю быть фанатом этого блюда, хотя его даже здесь в Петербурге бывает не так просто найти. А моя супруга – большой фанат бефстроганова во всех его интерпретациях, и у нее даже есть своя версия этого блюда. И еще, чем дольше я живу в России, тем мне больше нравятся пельмени, хотя я и не могу объяснить почему.
- Расскажите подробнее о ваших русских корнях.
- Об этом я впервые услышал, когда работал в Посольстве Франции в Москве. У супруги моего дяди были родственники в СССР. С одной из них, девяностолетней женщиной, мне удалось увидеться в России. К сожалению, до 1991 года она не могла выехать из страны и повидаться со своей французской родней.
- Как вы проводите свободное время в Петербурге?
- Я большой любитель оперы, театра, музыки. Пока чаще получается посещать оперу, потому что это проще. Если образовался свободный вечер, ты заходишь на сайт Мариинского театра и выбираешь подходящую оперу. С театром сложнее, хотя я посмотрел многие спектакли Льва Додина в Малом драматическом театре. Выбор в Петербурге настолько велик, что иногда это приводит в замешательство. Но обещаю себе, что в новом сезоне больше внимания уделю именно драматическим постановкам. Также я люблю современную музыку. Обожаю русский рок. Недавно ходил на концерт Земфиры и еще очень люблю вашу группу «АукцЫон». Когда есть возможность, с удовольствием слушаю джаз.
- Вы являетесь председателем совета дополнительной образовательной программы «Французский университетский колледж». Расскажите, какие возможности предоставляет эта программа?
- Дополнительная образовательная программа СПбГУ «Французский университетский колледж» существует уже больше двадцати лет при поддержке Министерства образования и МИДа Франции. Она предлагает двухгодичное дополнительное европейское образование по специальностям: право, история, литература, социология и философия. Программа включает два отделения, франкоязычное и русскоязычное. Для студентов лекции читают преподаватели французских вузов. Диплом программы позволяет продолжить образование во Франции, причем на уровне Master 2 (второго года магистратуры). Недавно у обучающихся появились новые возможности. В 2018 году на полях Петербургского международного экономического форума Санкт-Петербургский государственный университет заключил соглашения с университетом Сорбонна. Эти соглашения дают возможность обучаться российским студентам в Сорбонне и, наоборот, французам в СПбГУ и предусматривают получение диплома магистра в обоих вузах.