Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Гранитный камушек: в КГИОП ответили на претензии градозащитников по поводу убранной брусчатки

Поводом для возмущения стал ремонт на Большом проспекте Петроградской стороны

В Петербурге неуважительно относятся к старой брусчатке. Такой вывод сделало Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, изучив результаты капремонта тротуаров на Петроградской стороне. В Комитете по государственному использованию и охране памятников уверяют: брусчатка потеряла «историчность», поскольку один раз уже была закатана под асфальт. Активисты не согласны.

В Петербурге не так много мест, где сохранилась каменная, а не асфальтовая мостовая. Например, улица Репина или Тучков переулок. Ни одна съемка исторического кино не обходится без визита на такую улочку, но внимательному зрителю кадры с тамошними видами уже приелись. Разумеется, это не значит, что нужно снимать асфальт и восстанавливать брусчатку там, где она была раньше. Но хоть какую-то заботу о ней можно проявлять: в ожидании того времени, когда историческая ценность окажется весомее, чем удобство для пешеходов.

Кто знает, не превратится ли Большой проспект П.С. со временем в пешеходную зону, где можно будет ходить по бывшей проезжей части, а тротуары – желательно с историческим мощением – оборудовать под уличные кафе. В конце концов, Хельсинки выглядит очаровательно со своими подлинными старыми мостовыми – а Петербург почему-то ими пренебрег.

Все эти доводы «Петербургскому дневнику» изложила член президиума СПбО ВООПИК Анна Капитонова. «Рано или поздно найдутся деньги, и мы приведем мостовую в красивейшее историческое состояние, - уверяет она. Город активно посещается туристами, и времена интереса к старине – не за горами. Да, при предпоследнем ремонте камень спрятали под асфальт, но он же там остался. Его можно вытащить на свет, просто срезав асфальт. А теперь делают новую реконструкцию, камень выламывают и вывозят, кладут вместо него гранитные плиты. От историчности не останется и следа. Свои действия рабочие объяснили тем, что камни мешают установить новые плиты ограждения тротуара. Видите ли, бордюрный камень слишком большой, слишком широкий и его надо глубоко вкапывать, чтобы он держался. На наш взгляд, логичнее было бы снижать уровень поребрика».

ВООПИК подготовил запрос в КГИОП и Комитет по благоустройству. То же самое сделал «Петербургский дневник». КГИОП оперативно ответил, что «булыжное мощение не является существующим историческим покрытием, охраняемым в соответствии с требованиями Закона о границе объединенных зон охранных объектов». И не только потому, что брусчатку уже прятали под асфальтом. Просто ее использование практиковалось в Ленинграде до середины ХХ века, так что «историчность каждого фрагмента установить затруднительно».

На Фурштатской, Большой Морской, Восстания, Караванной улицах брусчатка тоже когда-то была, но и ее раскопали и вывезли.
Общество охраны памятников озаботилось также сохранностью исторических колесоотбойников. Эти каменные тумбы защищали арки от колес карет. Они сохранились у арки дома № 4 на Большом проспекте П. С. Как отмечают активисты, конструкции охраняются законом Санкт-Петербурга, но теперь тоже находятся под угрозой.

Об отбойных тумбах КГИОП проявил большую заботу и заверил нашу редакцию, что тумбы сохранят. Кстати, тротуар мостят натуральным гранитным камнем, который сохранится надолго, а пешеходные ограждения изготовлены из качественного чугуна. Проект нового мощения выполнен ООО «НИИ ПРИИ «Севзапинжтехнология» и соответствует требованиям единой зоны регулирования. В ВООПИК нам заявили, что довольны ответом.

К СЛОВУ:  
По сведениям из административно-технической инспекции, ремонт тротуаров на четной стороне Большого проспекта продлится до 11 августа.

Закрыть