Этнографическому музею передали иконы, киотный крест и две прялки, изъятые у контрабандистов

Сегодня Управление Министерства культуры России по Северо-Западному Федеральному округу передало иконы, оклад к иконе, а также мезенскую прялку с росписью и вологодскую прялку, покрытую краской, на постоянное хранение в Российский Этнографический музей. Редкие вещи станут частью экспозиции музея, и уже в скором времени петербуржцы и гости города смогут полюбоваться ими.
В надежных руках
Все эти ценности, на первый взгляд, находятся в довольно хорошем состоянии. Однако, по словам директора музея Владимира Грусмана, прежде чем попасть в фонд музея, иконы отдадут в руки профессиональных реставраторов.
«Мы должны убедиться в том, что на иконах нет жучков, различных биологических бактерий или других поражающих элементов. Оклады (ризы) икон нужно почистить от грязи, пыли, а также осмотреть на предмет паразитов, – рассказывает Владимир Грусман. – Над ценностями будут трудиться реставраторы нашего музея. Во время осмотра вещей я лишний раз убедился, что это вполне по силам нашим специалистам, они владеют необходимой техникой реставрации подобных вещей».
Реставрация – это, безусловно, интересная для научных сотрудников сфера, однако для музея иконы интересны, в первую очередь, с этнографической точки зрения, а не с художественной. Ведь они раскрывают тему бытового народного православия. Так, к иконе «Святой мученик Антипий» обращались крестьянки при зубной боли. Она пополнит собрание отдела этнографии русского народа.

Кроме того, коллекцию музея дополнили пять икон с одним сюжетом «Господь Вседержитель», киотный медный старообрядческий крест «Распятие», а также иконы Богоматери Ярославской, Богоматери «Всех Скорбящих Радость», «Святой Николай Чудотворец», а также икона в киоте с киотной рамой «Святой Петр Митрополит Киевский».
Интересна с этнографической точки зрения и икона «Святой Георгий Победоносец». Она выполнена не в канонической манере письма и представляет крестьянскую местную школу живописи. На ее примере можно наглядно проследить представление крестьян о летающем змии, когда змию приписывали черты других разных существ, к примеру, птицы.
По словам научного сотрудника главной категории Русского Этнографического музея, доктора исторических наук Александра Островского, в основном здесь представлены иконы второй половины XIX- начала XX века.
«Пока трудно сказать, где конкретно были сделаны иконы. Думаю, что это смогут определить специалисты из Русского музея, которые изучат стиль письма и архивные материалы. Пока могу сказать, что, скорее всего, иконы делали в сельской местности, возможно, даже в Украине или в Белоруссии. Интересно, что лик иконы «Святой Николай Чудотворец» написан на доске, к которой приделали еще одну. Насколько известно, вторая использовалась как разделочная, что позволяет предположить, что вряд ли икону писали в Петербурге или Москве», – рассказывает специалист.

Контрабандистам не досталось
По словам исполняющего обязанности руководителя Министерства культуры России по Северо-Западному Федеральному округу Андрея Ермакова, для специалистов различных музеев региона в хранилище ведомства лежит еще очень много настоящего клада, который еще предстоит передать.
«К нам вещи, которые мы сегодня передаем музею, попали по решению суда. Они были изъяты специалистами Выборгской, Пулковской таможни и таможни Морского порта, а один из предметов обнаружили в Кингисеппе при попытке незаконного пересечения границы. По решению суда предметы передали в собственность государства, а затем – в наше хранилище», – рассказывает Андрей Ермаков.
Как правило, хранители музея вправе сами выбрать те предметы, которые изымают у контрабандистов на границе. Ведь у каждого музея свое направление и специфика.
«На позапрошлой неделе мы передавали вещи в один из музеев города Ломоносов, а в эту пятницу будем передавать ценности в Выборгский музей. Все музеи региона имеют доступ к нашему хранилищу и всегда в курсе, что там лежит», – добавил Андрей Ермаков.
К сожалению, пока специалисты затрудняются сказать, когда точно горожане смогут полюбоваться новыми находками. По словам Владимира Грусмана, многое зависит от реставраторов, но спешить в такой работе точно нельзя, да и не зачем.
«Наши реставраторы не сидят в ожидании работы. Есть план реставрации экспонатов, которые должны уехать на выставки по России и за границу. Эти ценности не пропадут, просто дождутся своей очереди. Главное, что они уже в музее», – отметил директор музея.