Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов

Зачем объединились молодые архитекторы из России и Франции

Главный редактор журнала «Проект Балтия» рассказал о культурных связях Франции и Петербурга

С 27 июня по 22 июля в «Севкабель Порт» проходит выставка молодых архитекторов и дизайнеров из Франции и России, состоящая из портфолио лауреатов двух премий: AJAP и «ПроМоАрхДиз», организованная журналом «Проект Балтия» и Французским институтом.

Отношения французской и российской архитектуры имеют долгую историю: и эта история связана прежде всего с Петербургом – «окном в Европу». Здесь еще при Петре работал знаменитый Леблон, создавший свою версию генплана города в виде идеального барочного овала, позже Валлен-Деламот спроектировал верфь Новой Голландии, в чьих монументальных декорациях сегодня отдыхают все самые модные хипстеры. Наконец, вклад обрусевшего семейства Бенуа в культуру и образ имперской столицы достоин многотомника. Впрочем, все это достижения дореволюционной эпохи. В 20 веке самый знаменитый французский зодчий – Ле Корбюзье – тоже работал в советской России, но уже в другом городе – Москве. После Второй мировой войны реальные контакты с иностранцами были ограничены, но и тогда влияние французов было значительным – на русский переводили главный архитектурный журнал Architecture d’Aujourdhui.

Сегодня профессиональный связи между странами не слишком интенсивны, хотя попытки вернуть былой успех французов в Петербурге имели место: вспомним победу в конкурсе на Новую сцену Мариинского театра Доминика Перро, обернувшуюся затем, к несчастью, всеобщим поражением – и международной звезды, и самого мегаполиса. Окно в Париж захлопнулось от бюрократического сквозняка.

Турбулентность сегодняшней экономики оставляет мало перспектив для реализации амбициозных французских проектов на приневских берегах. Выставка в «Севкабеле» – попытка найти новые основания для совместной работы российских и французских коллег, ориентированная уже на новое поколение. Возможно, те, кому сегодня 25-35 лет, сумеют восстановить плодотворные связи между двумя школами, но школы эти окажутся уже не вполне архитектурными. Обе премии – AJAP Albums des jeunes architectes et paysagistes и «ПроМоАрхДиз» (Проекты молодых архитекторов и дизайнеров) устроены так, что касаются одновременно архитектуры и ландшафтного дизайна. У французов – создавших в 17 веке пейзажную живопись – ландшафтный дизайнер тоже звучит как «пейзажист». В русском сейчас в ходу словосочетание «дизайнер среды», заменившее термин «ландшафтный архитектор».

Сравнивая работы молодых авторов двух стран, можно уяснить общности и различия ситуаций. С одной стороны, и там, и тут на лицо постепенное сближение профессий архитекторов и «средовиков», с другой, у зарубежных коллег специализация прослеживается все же более явно. Сказывается непрерывность образовательной традиции. Российские авторы, в основном архитекторы, сегодня стремятся в сферу благоустройства, следуя урбанистической моде, и в надежде быстрее перейти от «бумажной архитектуры» к реализации замыслов.

Как известно, начать строить в черте города в Петербурге, да и в Москве, весьма непросто. Не существует конкурсной основы или системы, которая работала бы как профессиональный лифт. Париж такую систему, судя по обилию реализаций лауреатов AJAP, имеет. Кстати, сама премия – тоже инструмент, укрепляющий статус молодого автора. Еще одно отличие, которое бросается в глаза на совместной выставке – большее стилевое и типологическое разнообразие в российской части и господство модернизма ( в духе Корбюзье) у западных коллег.

Не приходится сомневаться в том, что новое поколение двух стран имеет больше шансов найти общий язык в работе с городской средой. И, возможно, именно за соединением французской рациональности с творческой свободой россиян – будущее. Однако пока молодым отечественным архитекторам найти пути к воплощению своих идей в России (и особенно в Петербурге) не намного проще, чем иностранцам.

Закрыть