Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ирина Чернова: «Каждая прима имеет свое лицо»

Директор Культурного центра Елены Образцовой о юбилее оперной дивы и ее судьбе в Петербурге
Фото: Петербургский дневник

Седьмого июля великой русской певице Елене Образцовой исполнилось бы 80 лет. Как отметят эту юбилейную дату в Петербурге? Какую роль сыграл в ее судьбе наш город? И что она оставила ему в наследство, рассказывает Ирина Чернова, директор Культурного центра Елены Образцовой. 

- Ирина Алексеевна, вы столько лет были рядом с Еленой Образцовой. Какой она была в жизни?

- Каждая прима имеет свое лицо. А у Елены Васильевны – оно королевское. Посмотрите на поворот ее головы, на изящные руки. Породистость была во всем ее облике. Она любила все красивое, элегантное. Да и сама была королевой. Но при этом хорошей хозяйкой. Умела прекрасно готовить. А более чистоплотной и хозяйственной женщины я в жизни не встречала. Однажды, вскоре после окончания реставрации в Центре, она взяла в руки швабру и тряпку и показала нам, как правильно мыть паркет, покрытый специальным лаком. Она не гнушалась никакой работы.

- А как она относилась к своему дню рождения?

- Елена Васильевна любила три праздника: Рождество, Пасху и день рождения. Обычно отмечала его на своей шикарной даче в Подмосковье. Раскладывался огромный стол в саду, ставились угощения, приглашались гости. И чем их было больше – тем лучше.
Любила удивлять друзей японскими карпами. Подойдя к пруду, говорила: «Собаки мои, собаки!». И на этот призыв они подплывали к берегу, открывали рот, и она им кидала печенку. Я была поражена, как рыбы могут такое? И что самое интересное: они реагировали только на ее голос.

- А как будет отмечаться юбилей Елены Васильевны на этот раз?

- В день ее рождения состоится концерт в рамках Международного фестиваля «Приношение Елене Образцовой». Мы обратились с просьбой о его проведении к Валерию Гергиеву, и он откликнулся. Юбилейный вечер пройдет в Концертном зале Мариинского театра. Выступят лауреаты конкурса Елены Образцовой разных лет, солисты Мариинки. В этот вечер из разных городов и стран приедут ее коллеги, друзья, поклонники. И как бы вместе с Еленой Васильевной отметят ее день рождения в Петербурге.

- С нашим городом Елену Образцову вообще связывает многое.

- Да, она родилась в знаменитой Снегирёвке. В блокаду вместе с семьей была эвакуирована в Вологодскую область, потом вернулась. В 7 лет пошла в Дом пионеров в знаменитый хор Марии Заринской. Но скажу по секрету, она не сразу стала солисткой. Тогда ей казалось: чем громче она поет, тем быстрее завоюет внимание слушателей. Почти год она просидела на скамейке кандидатов, после чего все-таки стала солисткой. Занималась там вместе со своей подружкой – Тамарой Новиченко, будущим педагогом Анны Нетребко.

Здесь же в Ленинграде она окончила консерваторию, получив на госэкзаменах пять с плюсом от великой Софьи Преображенской (народная артистка СССР – ред.). Поступала учиться втайне от отца. Он, известный строитель, надеялся, что она продолжит его дело.
Потом Елена Васильевна перебралась в Москву, но всегда возвращалась в Петербург. Она любила жить в отеле «Европа» и даже была занесена в Книгу самых знаменитых гостей. Однако ее никогда не покидала мечта вернуть свою квартиру на улице Маяковского. Конкретно в том доме, где она когда-то жила, сделать это не получилось. И она купила квартиру в соседнем, на последнем этаже.

Относилась к проживанию по-русски, была очень гостеприимной. И никого без угощения не отпускала. Очень любила создавать вокруг себя уют, будь то поезд или дача в Рощино. Она приезжала с огромным количеством чемоданов, иногда по 17 мест. Любила все русское, привозила то грабли, то старинное коромысло. Любила искусство Японии, где ее обожали. Она каждый год зимой ездила туда преподавать в Высшую музыкальную школу «Мусашино». Ей даже построили японский домик, чтобы она чувствовала себя комфортно. Она там занималась со своими ученицами, их у нее было пять. И, закончив обучение, они продолжили ездить сюда, в наш Культурный центр, брать уроки.

Фото: Петербургский дневник

- Вы видели, как она работает. Был ли у нее какой-то секрет?

Она обладала особой харизмой, и своим эмоциональным теплом заряжала учеников. От нее исходил такой импульс, что под взглядом Елены Васильевны певец преображался и начинал петь ярко и выразительно.

Главным помощником на ее уроках был череп Кеша, который был подарен ей Михаилом Шемякиным. Когда у нас еще шла реставрация, Елена Васильевна две недели проводила занятия в его Центре на Садовой улице. И как-то во время обеда увидела у него настоящий череп. Проследив за взглядом, Шемякин удивленно спросил: «Что вас так заинтересовало?» На что Елена Васильевна попросила подарить ей этот череп. Он нужен был, чтобы наглядно объяснять ученикам, какие косточки являются «декой» голоса. «Да ради Бога. Буду только рад, возьмите», – сказал Шемякин. И со следующего дня Кеша – так мы его назвали – стал визитной карточкой нашего Центра и даже талисманом.

- Елена Васильевна была очень востребована. Как ей хватало времеми на все?

- Являясь очень организованным человеком, она ценила свое и чужое время. Если назначала встречу в 10.00, то без пятнадцати десять была уже на месте. Один раз Елена Васильевна назначила мне на 11.00. Но она-то пришла без пятнадцати, а я про это забыла, не придала значения. Так она меня так отчихвостила! Так же она относилась к концертмейстерам. Если назначала репетицию, то хотела, чтобы он пришел хотя бы на 20 минут раньше. Всегда составляла расписание: с одним встретиться, с другим – порепетировать, третьего – прослушать, с четвертым – подготовиться к концерту.

- И как при такой занятости она нашла в себе силы для создания Культурного центра?

- Большую поддержку оказал Юрий Хатуевич Темирканов, в то время председатель Союза концертных деятелей России. На Моховой, 15, где находился Союз, он предложил Елене Васильевне сделать презентацию центра. И вот с мая 1996 года он существует. Потом ей предложили занять под Культурный центр третий этаж на Невском, 65. В то время здесь шел ремонт и реставрация, и въехать сюда мы смогли только в 2006 году. Елена Васильевна очень любила это место, где была настоящей хозяйкой. Шторы, люстра, мебель – она во всем принимала активное участие. Была нашим дизайнером и руководителем. Ее удивительная аура до сих пор ощущается всеми, кто приходит сюда.

- Незадолго до смерти, давая мне интервью, Елена Васильевна произнесла фразу, которая до сих пор вызывает мурашки: «Я хочу сначала умереть, а потом закончить петь».

- Вы знаете, желание донести весь свой талант, всю энергетику до зрителя присуще только самым великим людям. И Елена Васильевна была именно таким человеком.

Закрыть