Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

Как ЦИК петербургские муниципальные избиркомы воспитывал

Муниципальным избирательным комиссиям влетело за решетки на дверях и за медлительную работу. Им пригрозили прокуратурой, Следственным комитетом и уголовными делами

Душные коридоры, запертые на щеколды толстые железные двери, очередь, которая не движется. Примерно так сегодня выглядят некоторые избирательные комиссии муниципальных образований в Петербурге, ведь на дворе горячая пора – кандидаты пытаются подать документы на выдвижение. Получается это не у всех. В каких-то комиссиях бумаги от заявителей принимать не торопятся, в каких-то под разными предлогами и вовсе отказываются. Чтобы спасти ситуацию, из Москвы приехал ревизор.

Шум вокруг выборов в муниципальные советы Петербурга нарастает день ото дня. Начальный этап, похоже, проходит не так гладко, как хотелось бы. По крайней мере об этом можно судить по количеству жалоб, поступивших в Горизбирком, – их за первые две недели насчитали около 200. В основном они касались «тайного» назначения выборов и сложностей с приемом документов. Все это может серьезно ограничить конкуренцию, ведь если не подать необходимый для регистрации пакет в 20-дневный срок от даты начала кампании, то выдвинуться не получится.

Горизбирком отреагировал на такие попытки муниципальных избиркомов комплексно, решив обязать их принимать документы по 8 часов в день, ежедневно, до последнего посетителя. А в том случае, если о начале выборов не было оповещено должным образом, сроки регистрации кандидатов должны быть передвинуты. Такие решения уже приняты комиссией в отношении МО Сергиевское и МО Академическое, где кандидатам дали овертайм до первой половины июля.

Однако не все муниципальные комиссии прислушались к Горизбиркому. Чтобы воочию увидеть, что там происходит, член Центризбиркома Евгений Шевченко в сопровождении председателя Горизбиркома Виктора Миненко и нескольких членов городской комиссии организовали двухдневный рейд по ИКМО с самой дурной славой.

Екатерингоф подставляет под удар

У входа в избирательную комиссию МО Екатерингофский на Нарвском проспекте столпились люди. Там дежурит полиция и стоит очередь из желающих стать кандидатами. Массивная железная дверь, закрытая на толстую щеколду, отделяет их от самой комиссии, где за полдня успели принять документы только от двух человек. Лишь удостоверение члена ЦИК Шевченко смогло открыть неприступный «бронелюк». Внутри две комнатки, столы и стулья. Вместе с ревизором прошли и все будущие кандидаты, до этого ожидавшие в сырой арке. Основная претензия – очередь практически не двигается.

«Очень много жалоб на вас поступает и в ЦИК, и в ГИК за то, что график приема не соблюдается и у кандидатов нет возможности подать эти документы. Кроме того, жалуются на то, что некорректно ведут себя люди, охраняющие это помещение», – сказал Шевченко.

Он лично распорядился составить список заявителей и принять их всех именно сегодня, как и велит распоряжение Горизбиркома.

«Сколько вы будете принимать документы – никого не волнует. Если надо будет делать до утра, то до утра», – сказал член комиссии из Москвы.

«Если ситуация будет повторяться, мы будем получать жалобы от кандидатов и представителей СМИ насчет препятствования их работе, то есть все возможности, чтобы по вашему муниципальному образованию Горизбирком обратился в Следственный комитет и городскую прокуратуру на предмет возбуждения уголовного дела по статье о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав граждан», – пригрозил Шевченко членам муниципальной комиссии.

Он отметил, что председатель ЦИК Элла Памфилова лично контролирует ситуацию в городе по всем муниципальным образованиям, в том числе и по этому. По его словам, уже буквально завтра будет принято решение о продлении срока приема документов в данной комиссии.

«Когда в городе 109 муниципальных образований, а 5-10 из них устраивают такую чехарду и вакханалию, мягко говоря, вы дискредитируете всю избирательную систему города, дискредитируете все выборы, которые проходят во всех округах, и выборы губернатора в том числе», – сказал Евгений Шевченко.

Удивительно, но его слова подействовали, и люди, простаивающие у входа многие дни, все-таки смогли отдать все необходимые бумаги. Повезло даже местному активисту Федору Горожанко, на которого, по его словам, члены муниципального избиркома трижды писали заявление в полицию за создание помех в работе.

Решетка, ставшая мемом

Следующая точка рейда – МО Красненькая речка. Эта комиссия приобрела всенародную известность из-за мощной двери с окошком и стальной решеткой на входе, которая сильно напоминала тюремную. К приезду комиссии решетку успели демонтировать, но осадок остался. Именно с этого Шевченко начал воспитательный процесс.

«Это ваше окно с решеткой унижает человеческое достоинство, унижает кандидатов. Это люди, к которым нужно относиться как к людям, а не как к зекам», – сказал Шевченко.

Однако, как пояснил «ПД» зампред ИКМО Виктор Жданцев, в этом не было никакого злого умысла.

«Мы купили эту дверь. Она была в комплекте с решеткой, прикрученной на четырех болтах. Три из них открутили сразу, а вот последний никак не давался. Мы не думали, что это вызовет такой резонанс», – рассказал Жданцев.

Однако претензии Евгения Шевченко не ограничились эстетическим. Очередь из заявителей хором начала жаловаться на то, что документы фактически никто не принимает. И действительно, за более чем 2 недели работы пакеты приняли только у 12 человек, то есть не более одного заявителя в день.

Еще вопросы вызвал факт переименования избирательных округов.

Член ЦИК Евгений Шевченко, по его собственным словам, был шокирован общим положением дел в ИКМО Красненькая речка, вновь пригрозил прокуратурой и Следственным комитетом. А выйдя за порог, сразу позвонил Элле Памфиловой.