Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Эмир Кустурица выступил на фестивале «ЭтоЭтно» в Петропавловской крепости

Режиссер и музыкант рассказал о литературе, музыке, свободе и Петербурге
Фото: «Петербургский дневник»

Гвоздем первого фестиваля этнической музыки «ЭтоЭтно», который проходит в Петропавловской крепости, стало выступление Эмира Кустурицы. Что думает легендарный сербский кинорежиссер и музыкант о Петербурге и свободе? Чем его привлекает проза Чингиза Айтматова? И каковы его планы на будущее?

«Я очень рад быть здесь и играть на фестивале "ЭтоЭтно"», – сразу признался знаменитый музыкант и режиссер.

Эмир Кустурица вспомнил, как почти четверть века назад, когда он только закончил съемки одного из своих самых знаменитых фильмов «Черная кошка. Белый кот», он вместе с музыкантами начал играть ту самую музыку, которая во многом благодаря ему потом стала такой популярной. И заявил, что тогда даже подумать не мог о том, что будет играть ее столько лет.



Фото: «Петербургский дневник»

Этно – это свобода

По мнению Эмира Кустурицы, в этой музыке – дух свободы, той самой, которая есть у цыган и которой ему самому так не хватало в детстве.
«Мой отец был государственным чиновником. И у нас была строгая дисциплина. Свобода, которая была у цыган, для нас была невозможна», – сказал он.

Эмир Кустурица уверен, что этническая музыка – самая живая. «Она и мертвого из граба поднимет», – говорит он.

«Этническую музыку часто называют балканской потому, что там смешалось все: и Рим, и Россия, и Индия, и Таджикистан. Но это музыка хорошего вкуса», – сказал он. И попросил не путать ее с фолк-музыкой.

«Фолк – это плохое и неправильное слово. Потому что это копия американской музыки. А у нас – комбинация восточной и сербской, балканской музыки», – сказал он.

По мнению Эмира Кустурицы, балканская музыка очень близка русской и, если смотреть шире, всей славянской музыке. В ней та же ностальгия, чувственность и романтичность.

Эмира Кустурицу беспокоит, что сегодня в мире главенствует одна тенденция – деньги. «А у нас – пошутил он, – терапия и деньги».

Он считает: «То, что мы играем, хорошо для нас и для людей. Мы здесь выступаем как психиатры. Как терапевты, которые делают все, чтобы люди были более счастливыми. Чтобы они комфортно себя чувствовали и хорошо относились друг к другу», – сказал известный музыкант.

Фото: «Петербургский дневник»

Кино – тяжелая работа

«Играть музыку – это радость. Делать фильм – это трудно. Для этого нужно терпение, это очень тяжелая работа», – считает Эмир Кустурица.
Он полагает, что язык кино в последнее время претерпел значительные изменения, и далеко не в лучшую сторону.

«Это язык рекламы. А я этого не люблю», – вынес он свой вердикт. И сообщил, что такой подход не приемлет и для своих концертов. «У нас нет рекламы. Наша музыка – реклама», – уточняет он.

Прославленный режиссер, фильм которого однажды забраковали на Каннском кинофестивале из‑за его любви к нашей стране (свой парижский концерт он начал с гимна России) рассказал, что в ближайшее время собирается снять картину по произведению знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова «Белое облако Чингисхана». Права на эту постановку ему передал сын писателя. Кстати, для Кустурицы это будет первый опыт постановки фильма по книге.

Побудила Кустурицу к этому не только качественная проза, временами похожая, по его словам, на сказку и пронизанная гуманизмом, но и личность ее главного героя.

По мнению Эмира Кустурицы, образ Чингисхана в мировой литературе и кинематографе слишком демонизирован. Он же, прочитав о нем немало документов и книг, пришел к выводу, что на самом деле этот человек был совсем не таким злодеем. Что Кустурица и намерен показать в своем новом фильме. Режиссер пообещал, что там тоже «обязательно будет музыка, как аутотерапия».

Что же касается переплетения трагического и комического в его картинах, то все это, уверен режиссер, «как в жизни».

«Я рад видеть смешное и грустное рядом. Тем более, что и в моей жизни было много такого», – признается он. И отмечает, что такой подход – в традиции лучших русских писателей – Николая Гоголя, Антона Чехова, Михаила Лермонтова.

Сам он тоже не чужд литературного творчества. У Эмира Кустурицы вышло в свет уже несколько книг.


Связь с Россией

«Я очень хорошо чувствую себя в России, и особенно в Петербурге. Потому что уверен: это настоящая культурная столица. Это город, у которого достаточно много аргументов, чтобы так называться», – говорит Эмир Кустурица.

Он не отказывается от своего желания сделать фильм в нашей стране и на русском языке.

«Если обещал – будет. Пусть даже в самом конце жизни, но сделаю», – улыбаясь, говорит он.

По его словам, он хотел бы в нашем городе снять фильм по самому знаменитому роману Федора Достоевского «Преступление и наказание», только его модернизированную версию. На эту мысль его натолкнула произошедшая в Сербии история, когда бабушка убила инвестора. Уже пишутся сценарий и книга.

Еще одно любимое дело Кустурицы – это книги. Их у него уже несколько, в том числе автобиографические, мемуарные и художественная проза. А на вопрос о том, как у него хватает времени и сил сразу на музыку, фильмы, выступления и книги, он говорит, что все дело в энергии.

«Это энергия, которая будет до конца моей жизни. Не будет этой энергии – не будет меня», – уверен он.