
Оружие для маргиналов: в Кунсткамере открылась выставка «Три века парного оружия Китая»

Два оружия лучше, чем одно
Незадолго до открытия выставки в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого куратор, сотрудники музея и сам коллекционер Алексей Курочкин, передавший артефакты, волновались и проверяли готовность экспонатов.
В восьми дубовых стеллажах расположились булавы, дубинки, крюки и сабли.
Рядом с каждым экспонатом есть еще один – идентичный. И не просто так. В основе выставки лежит принцип парности: китайцы использовали сразу два оружия, чтобы нападать или защищаться от противника. Комплект обычно носился в одних ножнах. Экспозиция демонстрирует основные виды китайского парного оружия периода Цин – с 1644 по 1911 год – и раннего периода Китайской Республики.
Первым высказался о выставке директор Кунсткамеры Андрей Головнев: «Оружие – это не только средство победы. Его сила состоит не в материальном действии, а в том, что оно значит для людей и какие статусы создает. Иногда оно может иметь и мистический эффект. Такое не раз было в истории: ужас от монгольской орды наводил больше паники и вызывал больше подчинения, чем действия монгольских всадников». После этого Андрей Головнев вместе с коллекционером разрезал ленточку – двумя парами ножниц.
«Китай – любовь моей юности»
Алексей Курочкин – юрист по образованию, но любовь к истории и оружию привела его к коллекционированию. Сначала его интересовала Япония, но о японском вооружении известно много. Поэтому его внимание привлекла менее изученная страна. «Китай – любовь моей юности. Но литературы по парному оружию совсем нет. Мне приходилось собирать знания по крупицам. К сожалению, все еще не написали книгу с названием "Парное китайское оружие"», – поделился он.
Также он отметил, что такой вид оружия обычно использовали «незаурядные личности маргинального склада». Им пользовались пираты, разбойники, бандиты, местное ополчение – люди, которые не связаны условностями и уставными вещами. Оружие хорошо показывало все нюансы их воинской культуры, и в этом случае – с негативной стороны. «Люди брали в обе руки предметы и боролись не на жизнь, а на смерть. В конце XIX века в чайна-тауне в Сан-Франциско китайцы устраивали разборки с парным оружием на крышах американских домов. Тогда китайское население сократилось за несколько лет на 16 тысяч человек. Это учитывая факт, что население чайны – около 30 тысяч», – рассказал коллекционер.
Кунсткамера выбрана не случайно: по словам Курочкина, это один из немногих музеев, который занимается научной деятельностью и постоянно пополняет свою коллекцию. Также Алексей отметил, что еще больше погрузился в изучение предметов после того, как отдал их в музей. Выставка будет работать в течение всего лета и закроется 2 сентября.

«Может быть, не бороться нужно, а чесать спинку»
В коллекции представлено 130 экспонатов, но в экспозицию попало только 40. Они прошли тщательный отбор – сдался даже традиционный военный китайский костюм, которому не хватило здесь места. Зато на выставке появилось парное оружие «когти» шуан течжуа, сделанное из металла желтого цвета. Как их применять – загадка даже для коллекционера. «Может быть, не бороться нужно, а чесать ими спинку», – пошутила куратор выставки Полина Рудь. Также в стеллажах вместе с артефактами выставлены рисунки со сценами китайской народной жизни. Через них можно больше погрузиться в атмосферу Китая того времени.
