Художник Александр Данишевский рассказал петербуржцам о роли юмора в современном искусстве
«Вообще не веселая шутка»
В одном интервью знаменитый московский коллекционер Роман Барычев высказал мысль про юмор в искусстве: «Произведение, которое построено на юморе и работает за счет юмора – для меня перестает быть произведением, зачастую я теряю к нему интерес. Ну шутку пошутил, и все».
При всем уважении к Роману я с ним не могу в этом согласиться. Потому что современное искусство – это такая, вообще не веселая шутка, но юмор и его прорывной потенциал - очень важный фактор современного искусства, один из приемов, можно сказать. Шутка совсем не отменяет некоторой глубины произведения. На самом деле, к этому приему художники обращаются десятилетиями. Достаточно вспомнить Марселя Дюшана, который все свои работы строил на похабных, сальных французских шутках, но это совершенно не отменяет того прорыва, который он совершил.
«Современность в искусстве» с него и началась. Но слово «современное» - это не определение какого-то направления в искусстве, здесь оно обозначает ту институциональную среду, которая состоит из художников, критиков, аукционов и галерей, создающих структурированную последовательность образов, которая в свою очередь диктует позицию художника – он должен быть серьезным, глубокомысленным и говорить о глобальных вещах. Юмор в искусстве – это тот аргумент, тот принцип организации своей мысли и своего высказывания, который позволяет выйти за границы этой институциональности. В этом смысле он очень важен.
«Долгоиграющая история»
Основной критерий оценки работы художника – это коллекция, в которой она находится. Других критериев в искусстве нет уже достаточно давно, кроме того, в те эпохи, когда этот критерий был, все художники воспринимали его как тиранию, и то, что его сейчас нет, это, наоборот, большой плюс. Но в условиях отсутствия критериев быть искусством сложнее. Произведение искусства не обладает какими-то свойствами самого себя, приобретают какую-то ценность, когда есть социальный консенсус. Искусство для зрителя – это во многих случаях символ интеллектуального потребления, и человек тешит себя более глубокими картинами с претензией на интеллектуальный бэкграунд. Картина, которая висит у вас в гостиной – это самопрезентация. Например, к человеку в гости пришли его друзья, и у него дома юморная картина, друзья просто скажут: «Дружище, отличное чувство юмора». А если картина многослойная, серьезная, то реакция друзей будет другая. Это уже долгоиграющая история.
«Чувственность, которой никогда не было»
Все говорят о чувственности в искусстве, которой никогда и не было. Голландская живопись 17-го века в основном построена на юморе, просто мы его не считываем. В принципе, и остальная живопись разных эпох особенно на чувственность не ориентировалась, это понятие существует больше в критических текстах и очень сложно вспомнить эпоху, нежели в самих работах, которые подавались как интеллектуальная история. Очень сложно вспомнить эпоху, художники которой ориентировались именно на чувствительное восприятие. В этом смысле современность ничего революционного не сделала.
Светлый безумец или коммерческий художник
Я обычно предпочитаю изображать из себя светлого безумца и человека, который ничего не читает, особенно какие-то новости, критику. Поэтому мой ответ на все вопросы о моем искусстве – «так получилось». Я стою посередине между остротой и тупостью. Моя долгая и последовательная карьера художника, осознанно позиционирующего себя как коммерческий вынуждает меня отбиваться от большого количества хейтеров. Есть возможность быть некоммерческим художником, но это должно быть как-то отрепетировано им самим, это должен быть некий осмысленный ход, осмысленный путь и осмысленная идентификация. У нас появилось такое прекрасное поколение художников, вооруженных левой теорией, художников, которые стараются игнорировать галереи, подают себя как некоммерческих творцов и дискредитируют мою деятельность, воспринимая ее через мою позицию, но в конце концов получается, что они играют в ту же капиталистическую игру, только другими способами, абсолютно мне непонятными, но независимо от всех этих способов, существует одна закономерность - чем художник умнее, тем ему сложнее достичь коммерческого успеха.