Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Эрмитаже открылась выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»

В музее номер один ее называют главным событием этого года
В Эрмитаже открылась выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» Фото: Петербургский дневник/Светлана Холявчук

Братья Морозовы, оказавшие огромное влияние на культурную жизнь России и сыгравшие главную роль в международном признании современных французских художников, собирали свою коллекцию всю жизнь. Но так случилось, что в ходе исторических и музейных перипетий их собрания были разъединены. Одна часть попала в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, другая – в Государственный Эрмитаж.

Воссоединить коллекцию и представить ее во всей полноте и уникальности удалось только сейчас.

В эти дни в Москве проходит выставка «Щукин. Биография коллекции», где выставлены картины из Эрмитажа. А в петербургском музее открылась выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры».

В составе экспозиции – 109 художественных работ из коллекций Эрмитажа, 31 картина из ГМИИ имени А.С. Пушкина и два знаменитых портрета братьев Морозовых, созданных по их заказу Валентином Серовым. Эти полотна предоставила для выставки Третьяковская галерея.

Выставка уникальна тем, что включает в себя картины великих художников, работающих в самой разной технике. Здесь представлены произведения Валентина Серова, Пабло Пикассо, Анри Маттиса, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Гогена, Пьера Боннара, Эдварда Мунка и многих других.

Два коллекционера

«Это новая форма сохранения памяти о великих русских коллекционерах. Наверное, это надо было сделать давно. Но, быть может, сейчас, в начале XXI века, это прозвучит громче», - говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

На выставке, развернутой в 13 залах Галереи памяти Щукина и братьев Морозовых, представлены почти все «морозовские» произведения, принадлежащие Эрмитажу, а также лучшие их образцы из Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве.

Куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ольга Леонтьева, объясняет: братья Морозовы собирали западную живопись, оглядываясь на русское искусство. Они не искали в Париже картин, похожих на то, что делали в это время художники-передвижники. Они находили такую живопись, которая могла бы многому научить не только художников, но и публику.

«Ну как можно забыть, что не кто иной, как Михаил Морозов открыл Поля Гогена и Пьера Боннара. Что именно он первым привез в Россию картину Ван Гога. А его брат Иван Морозов пошел еще дальше, и заказал Боннару триптих «У Средиземного моря», а Морису Дени - небывалое оформление своего музыкального салона. Да и первая в России картина Пикассо «Арлекин и его подруга», имеющая еще одно название «Странствующие комедианты», также появилась благодаря Ивану Морозову», – рассказала специалист.

Как подчеркнул Михаил Пиотровский, «два русских коллекционера сумели оценить разные, но главные течения художественной мысли в Европе».

Музыкальный салон

Судьба Музыкального салона тоже не была простой. В 1948 году он так же, как и коллекции великих русских коллекционеров, подвергся разделу. Четыре статуи Майоля остались в Москве, а живописная часть перешла в Эрмитаж.

Спустя 17 лет Эрмитажу были переданы еще две вазы из Музыкального салона Пушкинского музея. А скульптура Майоля, аналогичную тем, что были в салоне, Эрмитаж приобрел в 1998 году на грант, выделенный президентом РФ.

Сегодня в воссозданном специально к выставке Музыкальном салоне Ивана Морозова, как и в оригинале, можно увидеть цикл панно о Психее Мориса Дени.

Встретились в Эрмитаже

Особенность нынешней выставки в том, что представленные в экспозиции работы дают возможность увидеть рядом картины, которые волею судьбы когда-то были разъединены.

Так, здесь встретились два портрета Жанны Самари Пьера Огюста Ренуара. Один находится в Эрмитаже, другой в московском музее (Всего Ренуар написал около 10 портретов девушки).

Как рассказал Ольга Леонтьева, сначала Михаил Морозов приобрел парадный портрет в полный рост. Современник коллекционера художник Сергей Виноградов вспоминал, что переговоры о приобретении мадам Самари шли довольно долго. И они по несколько раз с удовольствием осматривали это произведение, за которое шел большой торг. Изначально за него просили 24 тысячи франков, однако удалось немного сбить цену и приобрести картину на четыре тысячи дешевле.

А вот второй портрет купил уже Иван Морозов. Это произошло спустя два года после смерти брата, вкусу которого он доверял безоговорочно.

Еще одна историческая встреча - два натюрморта Поля Сезанна из коллекции Ивана Морозов. Один из них «Персики и груши. 1890–94 годы» хранится в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Другой – «Натюрморт с драпировкой. 1894–1895 год» - в Государственном Эрмитаже.

Продолжение следует

Выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» в Главном штабе Эрмитажа продлится по 6 октября. Ее будет сопровождать обширная образовательная программа, включающая мастер-классы, лекции, экскурсии и встречи с кураторами.

По словам Михаила Пиотровского, «мир коллекционеров и мир музеев различны. Их языки родственные, но отличаются. Между ними есть и согласия, и споры».

«Сегодня мы представляем пример взаимодействия музеев, оперирующих игрой в различия и сходства постоянных экспозиций и временных выставок. Когда мы участвуем в этой игре с удовольствием, она приносит радость посетителям», – сказал он. И добавил, что эти две выставки – в Москве и Петербурге – обязательно будут иметь продолжение.

«Выставка Щукина в Москве, выставка Морозовых в Петербурге. В следующем году большая выставка братьев Морозовых в Париже, Щукина в Петербурге и выставка Морозовых в Москве. Вот такой венок памяти великих коллекционеров мы вместе сплетаем», - подчеркнул Михаил Пиотровский.