Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Диктор «Зенита» Константин Анисимов: «Вся моя работа на футбольных матчах – сплошная импровизация»

Вот уже полтора десятка лет болельщики на играх «Зенита» слышат голос диктора – петербургского актера Константина Анисимова. Он рассказал «ПД» о том, что ему труднее всего объявлять на стадионе, с кем из футболистов ему удается общаться и о чем он мечтает

- Константин, как вы, актер театра «Балтийский дом», в свое время приняли предложение поработать на футболе? Были удивлены?

- Нормально принял. Я ведь в детстве играл в футбол за команды завода «Звезда» в чемпионате города. Там познакомился с братьями Розенбергами. Они в начале 2000-х занялись стадионом «Коломяги», уложили одно из первых в Петербурге искусственных полей, там стали проводить много разных турниров. И меня пригласили поработать, должность называлась «арт-директор». В «Зенит» же меня пригласил, за что я ему очень благодарен, Илья Сергеевич Черкасов, который тогда был назначен генеральным директором клуба. Мы знали друг друга по театральным делам, он работал в Мариинском театре, а еще раньше в Малом драматическом театре Льва Додина.

- Вы тогда следили за «Зенитом»?

- Конечно! Я болею за «Зенит» с детства. Первый раз попал на футбол вместе с отцом, Александром Анисимовым. Он в фильме «Удар! Еще удар!» сыграл немецкого футболиста, злого, грубого защитника. Его неслучайно взяли на эту роль, он любил футбол, любил играть. И вот мы на стадионе имени Кирова посмотрели матч, «Зенит» проиграл. Отец со мной сел в автобус вместе с командой, и когда выезжали со стадиона, возмущенные болельщики закидали автобус пустыми бумажными стаканчиками от мороженого. Это мне сильно запомнилось.

- И вот вы на «Петровском» у микрофона. Были репетиции, пробы голоса?

- Никаких. Конечно, волновался – одно дело работать на стадионе «Коломяги» для двухсот-трехсот человек, и совсем другое – на «Петровском» для 20 тысяч. Приехал перед первым матчем сезона-2003, тогдашний руководитель пресс-службы Игорь Ленкин провел меня в кабину диктора. Мне дали составы команд, было много незнакомых мне фамилий, хорошо, что у меня была еще программка на матч. Прочитал фамилии, боялся в какой-нибудь сделать ошибку, но обошлось. Вообще, за эти годы я если и ошибался в фамилиях, то только с ударениями. А вот потом началось самое для меня трудное – надо было во время матча зачитать штук тридцать рекламных объявлений. Я понимал, что для «Зенита» это очень важно, это деньги клуба, который тогда с трудом находил спонсоров. Это была реклама магазинов, ресторанов, каких-то товаров… В результате я совсем не следил за игрой, а только объявлял.

- В наше время диктор на футболе – это ведь совсем не то, что раньше. Вы не просто зачитываете информацию, а работаете со зрителями, управляете ими. Как это началось?

- Вообще вся моя работа на матчах – сплошная импровизация. Нет никакого заранее согласованного сценария. Как, например, началась перекличка секторов? У меня в тот день родился сын. Я приехал на «Петровский» переполненный эмоциями. Хотелось как-то их выплеснуть. Прямо напротив моей кабины расположен 10-й сектор. И как-то само собой получилось, что я крикнул: «Десятый сектор! Готов?» Потом меня многие спрашивали, почему я начинаю с десятого сектора, а не с какого-то другого? А вот так сложилось. Тогда же мне посоветовали попробовать не просто объявлять составы, а делать это как на боксе – называть только имена, чтобы сами болельщики выкрикивали фамилии. Попробовал – болельщикам понравилось.

- Болельщики вас быстро приняли.

- В конце 2003 года «Зенит» проводил чествование по случаю завоевания серебряных медалей. В том числе пригласили и меня. И мне было очень приятно, когда Кирилл Юрьевич Лавров, человек, которого я глубоко уважаю, вдруг предложил тост за меня, сказал, что ему нравится, как я работаю, и что он горд тем, что я – актер, и что именно актеры, по его мнению, должны работать на футболе.

- Что самое трудное в вашей работе? Объявлять гол соперников?

- Мне тяжело объявлять минуту молчания, когда происходят авиакатастрофы и другие трагедии. Я – актер, и все пропускаю через себя, переживаю. Боюсь, что у меня в этот момент может дрогнуть голос.

- Вот уже два года «Зенит» играет на новом стадионе, который в три раза больше «Петровского». Каким был переход на эту арену?

- Первый раз я оказался на этом стадионе во время Кубка конфедераций летом 2017 года. Был потрясен и восхищен масштабами арены, это действительно уникальное сооружение. Тогда у меня был перерыв в работе с «Зенитом», почему он получился, вспоминать лишний раз не хочу. Перед сезоном 2017/18 Сергей Александрович Фурсенко предложил вернуться, за что я ему безумно благодарен. Согласился и понял, что здесь надо работать по-другому.

- Атмосфера на матчах сильно изменилась. Если на «Петровский» ходили владельцы абонементов и фанаты, которые живут футболом, то на новой арене среди зрителей много тех, кто ходит от случая к случаю, и тех, кто пришел из любопытства.

- Конечно, все стало по-другому. На «Зенит» стали ходить семьями, даже с маленькими детьми. Думаю, что из тех 40-50 тысяч, которые собираются на матчах, как минимум тысяч десять – это люди, которые редко бывают на футболе. Клуб многое делает, чтобы привлечь зрителей – устраивает фан-променады, различные акции, конкурсы, концерты. Все это интересно, я сам, если есть время, прихожу с сыном, иногда с его друзьями пораньше, чтобы принять в этом участие. Слушаю музыку, открываю для себя новые талантливые группы.

- Вам стало сложнее работать?

- К сожалению, я зажат в жесткие временные рамки. Я включаюсь только после того, как на стадионе прозвучат все официальные объявления, которые обязательны по регламенту. И у меня всего пять минут до стартового свистка судьи, чтобы прочитать составы. Я с трудом успеваю поймать момент, чтобы прокричать «Поехали!». Понимая, что многие зрители еще не освоились на футболе, теперь, когда забивают гол, трижды повторяю объявление. К сожалению, мне еще ни разу не удалось запустить на стадионе «волну». Вот странно, на матчах чемпионата мира болельщики «волну» пускали, а на «Зените» пока этого не было.

- С футболистами удается общаться?

- У меня хорошие отношения с Владом Радимовым, Славой Малафеевым, Александром Горшковым, Александром Спиваком. Сейчас в команде много легионеров, чтобы с ними общаться надо знать испанский, португальский. Да и вообще я не пытаюсь набиваться игрокам в друзья. Но я в этом году познакомился с Артемом Дзюбой. Решил пригласить его на турнир театральных команд – Кубок Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

- Дзюба принял приглашение?

- Подошел к Артему на автостоянке, представился. Он сказал: «Наконец-то я вас вижу, а то только слышу». Я спросил, как ему моя работа, он показал большой палец. Тогда я объяснил ему, что есть такой турнир, играют 200 актеров из петербургских театров, что было бы здорово, если бы он вручил призы лучшим. Тем более, что турнир в понедельник, когда у зенитовцев выходной. Дзюба согласился, но сказал, что хочет приехать чуть пораньше, так как ему интересно посмотреть наши матчи. Когда он приехал, на стадионе «Динамо» началось что-то особенное. Все бросились к нему, даже те, кто в тот момент играл. И Артем терпеливо со всеми фотографировался, общался, прекрасно себя вел. Мне Дзюба очень нравится своей заряженностью на борьбу. Помните, как он на чемпионате мира вел себя в сборной, как всех заводил! Еще мне нравятся его открытость, чувство юмора, умение говорить с журналистами.

- На последнем матче с «Енисеем» произошла не совсем понятная история с Александром Анюковым, который ушел на замену так, будто это был его прощальный матч за «Зенит». Но вы об этом не объявили.

- Было запланировано, что матч станет прощальным для Луиша Нету. А вот уход Анюкова получился неожиданным. Я не знал, что он будет прощаться, но когда увидел, что готовят его замену, решил объявить это как-то особенно. Сказал: «Дамы и господа, проводим аплодисментами капитана «Зенита» Александра Анюкова». Хотел таким образом подчеркнуть уважение к самому опытному игроку. А потом на мониторе увидел, как он со всеми обнимается. После матча подошел к Саше Анюкову, чтобы поблагодарить за сезон, а позднее узнал, что он заканчивает играть за «Зенит».

- Вам предлагали сниматься в фильмах о футболе?

- Не раз говорили: «Мы снимаем фильм о футболе, ты у нас главную роль играть будешь», но как-то все не складывается. Разве что в некоторых фильмах мой голос звучит за кадром, я объявляю: «На поле сборная СССР…». Приглашают как консультанта, если в фильме или сериале есть тема фанатов.

- Ваше мнение – можно ли в художественном фильме показать весь драматизм футбола и вообще спорта? Или в жизни мы встречаем такие невероятные сюжеты, что никаким сценаристам не придумать?

- Я не все наши новые фильмы о спорте смотрел. Но из того, что удалось увидеть, мне понравились «Легенда № 17» и «Движение вверх». Знаю, что авторы пошли на исторические неточности, что на самом деле многое было иначе. Но фильмы сняты хорошо, зрителям понравились. Я бы с удовольствием сыграл в фильме о футболе.

- За полтора десятка лет у вас набралось немало памятных матчей «Зенита».

- Конечно, запомнился финал Кубка УЕФА в Манчестере. По регламенту на матче работают дикторы от каждого из финалистов и делают объявления на родном языке. Я совершенно «забил» парня из Глазго, на меня люди из УЕФА вообще смотрели как на Шаляпина, а еще и «Зенит» полностью его команду переиграл. Мне нередко говорят, что я фартовый диктор, что «Зенит» при мне стал пятикратным чемпионом России и еще много чего выиграл. Я скажу так: это мне повезло, что «Зенит» стал таким сильным. Жду с нетерпением нового сезона, новых эмоций и переживаний, новых достижений в чемпионате и, конечно, в Лиге Чемпионов.

Досье «ПД»:  
Константин Александрович Анисимов родился 22 мая 1966 года в Ленинграде. В 1987 году окончил ЛГИТМиК по классу народного артиста СССР Игоря Горбачева, в том же году был принят в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне – театр «Балтийский дом»). Играет в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Мадам Бовари», «Милый друг», «Сон в летнюю ночь», «Шерлок Холмс». Снимался в фильмах и сериалах: «Брат», «Молох», «Телец», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Бандитский Петербург», «Гадкие лебеди», «Попытка к бегству», «Литейный», «Пером и шпагой» и др. С 2003 года работает диктором на матчах «Зенита».

Закрыть