Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Учебный центр, где учат превращать задумки в результат

Педагог городского центра детского технического творчества Андрей Юров рассказал «ПД» о том, как работы его воспитанников попадают на предприятия города
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Андрей Юров – педагог системы дополнительного образования «Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества». По его инициативе был создан центр инженерных компетенций для подростков 13-17 лет, представляющий собой совершенно новый образовательный формат.

 Расскажите, почему решили работать с детьми?

– Пришло понимание, что существующая система дополнительной подготовки ребенка по наукоемким направлениям морально устарела. Тогда задался вопросом, как сориентировать больше ребят на российский инженерный рынок, объяснить, что можно быть инженером, заниматься интересным делом и зарабатывать хорошие деньги.

В большинстве случаев занятия робототехникой заканчиваются для детей конструктором Lego, то есть ребенок делает действующую машинку, которое неспешно двигается по столу, все, победа, успех. Этого явно недостаточно, от этого формата мы отошли. Так появилась программа «Основы инженерного проектирования робототехнических и мехатронных систем».

Эта и ряд других программ предполагают знакомство ребят в практической форме с современными системами автоматизации: пневматикой, электротехникой, гидравликой и т.д. Еще проводим экскурсии на предприятия. Ребята работают с реальным промышленным оборудованием, различными укладчиками, манипуляторами, системами транспортировки. Результатом этой программы стали знания, навыки, умения ребят, на уровне второго курса института. Причем знания практического применения.

На лабораторном оборудовании мы обучаем детей работать, а в производственном центре они изготавливают прототипы. Если у нас нет необходимого станка, идем на предприятие, где он есть, со многими у нас налажены дружеские отношения.

– По вашему мнению, школа не может удовлетворить все потребности ребенка в знаниях и навыках?

– Считаю, что мы играем большую роль, чем школа в определении ребенка с будущей профессией. Наши ребята умеют работать лазерными станками, 3D-принтерами, разрабатывают различные системы и программы, словом, не боятся оборудования, знают, как с ним работать и понимают, в каком направлении будут развивать свою карьеру. Школа нужна для общего развития, но для профильного образования требуется нечто более узконаправленное. К тому же все занятия бесплатны.

– Ребята работают над реальными проектами для промышленности?

– Центр инженерных компетенций, образовательная структура, куда входит несколько направлений: электротехника, 3D проектирование и робототехника. Главная задача центра, не просто познакомить ребят с этими направлениями, но и научить их работать в проектных группах. По итогам второго-третьего года обучения в Центре, ребята принимают участие в реальных проектах от крупных промышленных предприятий. 

Получаем техническое задание на разработку прототипа оборудования. Совместно со специалистами центра мы оптимизируем это задание для детей, немного упрощаем. Ребята присутствуют при всем цикле производства. Они участвуют в разработке и создании той или иной системы и оборудования для предприятия, а потом приезжают на завод и видят, что из их прототипа созданы реально действующие агрегаты.

Все началось с одного завода по производству удобрений. Предприятию требовалась мобильная тележка для орошения шлаковых грунтов. Отходы этого производства – шлаки, которые скапливаются вокруг завода. Летом поднималась шлаковая пыль, что вредило экологии и представляло опасность для людей. Задача мобильной платформы – ездить по определенному алгоритму и в автоматическом режиме орошать землю, прибивая пыль. Концепцию такой платформы с нуля разработали наши ребята. Прототип был высоко оценен, тележка запущена в производство.

Еще пример, компания, производящая бритвы, заказала прототип манипулятора. Он должен захватить бритву и на расстоянии с полметра позиционировать ее на 180 градусов, положить ее на станок и сделать это за 1,5 секунды. Наши ребята разработали пневматический манипулятор, способный справиться с этой задачей. Они создали прототип и систему управления. На его основе компания разработала промышленную систему.

– В других регионах существуют подобные центры?

– Оборудование, которым мы обладаем, прямо скажем не дешевое, естественно далеко не все регионы могут позволить себе подобное. Мы нашли выход из этой ситуации. Поскольку не все дети и педагоги могут приехать в Петербург, чтобы учиться в Центре, мы транслируем наши компетенции на всю Россию. Читаем онлайн-лекции в удаленные регионы, вплоть до того, что у нас есть возможность прямого подключения. Скажем, недавно с нами связывались ребята из Казани. Они в реальном времени послушали лекцию, получили задание, написали компьютерную программу и тут же увидели, как работает оборудование на нашей территории, подключенное к глобальной сети. 

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Но ведь у каждого ребенка свои особенности?

– Задача педагога – заинтересовать ребенка. Скажем, маленьким детям не интересны сами знания, для них важнее сам процесс, значит нужно дать малышу что-то сделать своими руками, указав верное направление. Заинтересовать несложно, когда ребенок видит актуальную задачу. Например, вместо того, чтобы говорить, что мобильником пользоваться нехорошо, можно показать, как использовать смартфон не для праздных игр, а в работе. Например, управлять роботизированной системой через него.

Дети жаждут знаний, просто они должны быть актуальны и нужно найти, что ребенку интереснее. Необязательно всех учить пневматике или электроприводам, иногда видно, что кто-то с особенным интересом копается в системах управления, отлично, у нас есть направление электротехника. Кому-то интереснее рисовать. Ребенок садится за графическую станцию, мы учим его, как создать модель детали и отправляем ее на станок, и малыш видит в реальном времени, как она создается. Не вырезанная из бумаги, а настоящая промышленная деталь.

Практически во всех проектных конкурсах на территории РФ наши выпускники всегда занимают призовые места.

Мы не говорим, что у нас есть уникальные ребята, нет, все дети уникальны, у нас просто есть система, позволяющая дать любому ребенку такой уровень знаний, что к четвертому курсу он уже будет актуален для производственных предприятий. Если ребенок не может что-то сделать, то это проблема только одного человека – педагога. Значит, не смог наставить ребенка на путь, который ему интересен и в будущем принесет пользу ему и государству.

Мнение: 

Ректор университета ИТМО Владимир Васильев: «Дополнительное образование призвано расширить компетенции молодых людей, которые нацелены на результат и хотят развить свои практические умения. Подобные проекты учат их работать, что называется, с железом, то есть вовлекают в непосредственный процесс проектирования и создания чего-то нового. Приобретая ценный практический опыт вне школы, ребята могут сделать более осознанный выбор будущей профессии, проще говоря, они понимают, чем хотят заниматься в жизни, куда расти, и с ранних лет работают на результат и свое будущее. Сегодня важно не заниматься учебными поделками, а уметь работать с цифровым проектированием, использовать станки с числовым программным управлением, словом, идти в ногу со временем».

Справка:

Андрей Юров, победитель Молодежной премии Санкт-Петерубрга в номинации «Образование» – 31 год.

Серия материалов, посвященная победителям Молодежной премии – совместный проект с Комитетом по молодежной политике Санкт-Петербурга.