Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Без аккредитации мы в трудной ситуации: насколько опасно поступать в негосударственный вуз

В Петербурге лишился аккредитации Институт правоведения и предпринимательства, расположенный в Пушкине

Один за всех, и все за вуз

По закону студенты вуза имеют право закончить обучение в другом учебном заведении, с более-менее похожими программами. Однако процесс перевода застопорился, студенты паникуют и требуют к ответу ректора, которая, по их мнению, намеренно саботирует перевод. В ситуации разбирался «Петербургский дневник».

Сначала растолкуем понятия. У каждого вуза имеется лицензия на право преподавания (без нее запрещен прием студентов и обучение), и аккредитация, дающая право на выдачу дипломов государственного образца. Аккредитации может лишиться одно подразделение или даже факультет - в то время как остальной вуз будет успешно функционировать. Так произошло, в частности, с техникумом при НИУ ИТМО: его лишили аккредитации из-за неудовлетворительной спортплощадки, но сам университет продолжил работу. Отказ в аккредитации не означает для вуза запрет на деятельность: студенты могут продолжить обучение, аспиранты – научные изыскания, но они осознают, что в будущем возможны проблемы с трудоустройством. Добавим также, что для молодых людей внезапный перевод из вуза в вуз чреват потерей отсрочки от армии. Неаккредитованный вуз нельзя оплатить из средств материнского капитала. Наконец, с дипломом негосударственного образца нет шансов попасть на госслужбу. Поэтому в помощь студентам был написан т. н. 957-й приказ Министерства образования, дающий возможность перевода в другой вуз.

Еще бывают так называемые неэффективные вузы, которые проходят проверку Рособрнадзора и могут быть лишены аккредитации в ближайшем будущем. Сведения о них есть в интернете – чтобы студенты заранее знали, куда они идут поступать и чем рискуют.

«Вы знали, куда идете», - основной лейтмотив речей, с которыми ректор ИПП Татьяна Козлова теперь выступает перед студентами. Студенты недовольны: теперь их и выставляют виноватыми. Ректора тоже можно понять: лишение аккредитации еще не означает, что вуз пора закрывать. История знает случаи, когда студенты не изменяли родной альма матер, даже стояли в пикетах, не говоря уж о том, что продолжали ходить на лекции, – и лицензию возвращали. Но если вуз покинут все без исключения студенты, то из такой кучки пепла не возродится никакой феникс.

Упаднические настроения

Стоит отметить, что никаких вопиющих нарушений: продажи дипломов, «мертвых душ» и т.п. - в институте выявлено не было. Но Рособрнадзору достаточно трех формальных замечаний, чтобы заявить, что вуз проверку не прошел. В рабочей программе на факультете управления не было проставлено количество лекционных часов по одной из дисциплин, и хотя на следующей же странице этот пробел был ликвидирован, вузу вынесли приговор.

Стоит отметить, что в институте велось обучение в том числе и на бюджете: примерно 20 процентов студентов за обучение не платили. Для остальных плата составляла 80-90 тысяч рублей в год. И это тоже ставится студентам в вину: выбрали дешевый вуз – так, пожалуйста, не жалуйтесь.

Теперь представим ситуацию: студент отучился на бакалавриате три года, остался год – и вуз лишается аккредитации. При переводе в другой вуз выявляется разница в программах, и студенту говорят: мы готовы вас принять, но не на четвертый курс, а только на третий. У молодого человека были скоплены деньги только на 4 года обучения – а ему предлагают платить за пять. А некоторым вообще ничего не говорят, а предлагают остаться в вузе, поучиться еще год: а вдруг все хорошо сложится, и институту вернут аккредитацию? «Хитрость в том, - говорит отец одной из студенток Иван Цвангер, - что большинство студентов вуза – иногородние. Родители, которые оплачивают обучение, далеко, повлиять на ситуацию не могут. Студентам ничего не говорят, а сами они не в курсе, что времени осталось совсем мало, что если вуз не позаботится о переводе сейчас, то студенты потеряют год, ведь вузы, с которыми надо договариваться, вот-вот уйдут на каникулы и закроются. Главное же: нашлось заведение, программы которого практически идентичны программам Института правоведения и предпринимательства. Это Морской технический университет (Корабелка). Он готов взять всех студентов оптом, но ректор ИПП не хочет отдавать всех сразу. Отсюда и конфликт».

Все по плану

Судя по их отзывам в соцсетях, учащимся кажется, что ректорат намерен держать их на коротком поводке, а когда время для перевода будет упущено – отпустить. Преподаватели, кстати, поддерживают студентов. Сами они свое будущее оценивают безрадостно («с июля пойдем работу искать»), но студентам сочувствуют как могут. И все копья летят в сторону ректора.

Ректор Татьяна Козлова отбивается: говорит, что перевод идет своим чередом, но сначала требуется устроить студентов 4-го курса, выпускного, которым осталось только сдать госэкзамены, потом дойдет очередь до других. «Операция по переводу студентов в другие вузы проходит в рамках 957-го приказа, никаких искусственных препятствий ректорат не создает, и из временных рамок не выбивается, - заверила ректор «Петербургский дневник». - Все студенты приглашались на собрания, на которых им разъяснили, как будет проходить процесс перевода, и озвучили сроки. Но студенты не очень внимательно слушали и теперь нагнетают обстановку. Зря они говорят, что после 1 июля вузы уйдут в отпуска, и перевод не успеет состояться. Во-первых, отпуска в высших учебных заведениях начинаются с 4-5 июля. Во-вторых, сроки перевода определены приказом Минобразования, и согласно ему, операцию по переводу следует начинать спустя 10 дней после того, как дал свой ответ последний из тех вузов, куда направлялись запросы о возможности перевода. У нас таким последним оказался Гидромет, из которого ответ пришел буквально на днях. Согласитесь, что мой долг - предоставить студентам возможность выбора. А вдруг не все из них захотят в Корабелку, а кто-то хочет именно в Гидромет? Пусть там нет юрфака, но есть отделение менеджмента».

По словам Козловой, в вузе учатся 400 человек, и первые сто из них уже готовы к переводу в Морской технический университет. Студенты, которые за свое обучение платят сами, еще, может быть, захотят сделать выбор, в какой вуз нести свои деньги. Кто-то наверняка не захочет никуда уходить и надеется, что ИПП свою аккредитацию восстановит. Словом, никакого саботажа: просто эта операция требует времени.

Смотреть в будущее с оптимизмом

Однако студентам кажется, что ректор лукавит. Во-первых, зачем было нужно рассылать письма в различные вузы, если Корабелка уже готова была всех принять? Во-вторых, студентов не информируют, как идут переговоры по их переводу, и это злит их больше всего.

«Нас целый месяц кормили «завтраками» и призывали смотреть в будущее с оптимизмом, но одним оптимизмом сыт не будешь», - говорят студенты.

Корреспонденту «ПД» показали список тех вузов, куда студентам предлагали переводиться. Это заведения во Пскове, Саратове, Тамбове. Есть, конечно, и петербургские. И видно по датам, что положительные ответы о готовности зачислить к себе новых студентов были получены еще в мае. Как только был получен очередной ответ, ректорат отправлял запрос новому вузу и получал еще одну 10-дневную паузу.

В комитете по науке и высшей школе правительства Петербурга сообщили, что о ситуации в ИПП им известно, повода для конфликта не усматривается. Но ситуация сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь только студенты и их родители заявляют о том, что их программы в ИПП полностью совпадают с программами в Морском техническом университете или в ЛГУ имени Пушкина (еще один вуз, в котором готовы принять учащихся ИПП). В действительности программы могут и отличаться.

«Надо понимать, что договор о переводе должен соблюдаться с учетом интересов не только студента, но и принимающего вуза, - отметила зам. председателя комитета Анна Степанова. – Он не может позволить себе уронить свою репутацию и выдать диплом студенту, не получившему знаний в должном объеме». Поэтому ситуация с переходом и одновременным понижением на курс кажется вполне реальной, к этому надо быть готовыми.

«Действительно: в Морской технической академии, как и в ЛГУ, нет специальности «Государственное и муниципальное управление», - сообщил «Петербургскому дневнику» один из преподавателей на условиях анонимности. – И студентов у нас не 400, а больше, есть ведь еще и заочники. Мы понимаем желание сохранить вуз, но даже если удастся удержать половину студентов, институт все равно будет нерентабельным и работать не сможет».

Гуманитариев становится меньше

Добавим, кстати, что, по данным портала «Вузопедия», за последние три года в городе закрылись восемь негосударственных вузов, обучавших, в основном, менеджменту, психологии и творческим специальностям.

О том, что делать студенту, чей вуз неожиданно лишился аккредитации, нам рассказал HR-специалист Дмитрий Градов.

«Во-первых, аккредитацию вузу выдают раз в пять лет, поэтому, если вам все равно где учиться, надо найти вуз, который эту процедуру только-только прошел. Любой вуз сведения о лицензии и аккредитации публикует на самом почетном месте. Тогда вы успеете получить образование, а если даже институт потом лишится всех своих регалий, вас это не коснется: диплом есть, сведения в реестре тоже. Это я говорю про вузы из группы риска: частные, созданные в 90-е годы, обучающие по гуманитарным специальностям. Второй шаг: поинтересоваться судьбой выпускников у них самих, через социальные сети. Знаю одну девушку, которая уже собиралась идти сдаваться в вуз без аккредитации, ведь в приемной комиссии ее дурачили, говорили, что все в порядке. Но списалась «ВКонтакте» с выпускниками, и они ей раскрыли глаза.

Насколько я знаю, при переводе в другой вуз можно поменять профессию – если не пугает перспектива много досдавать, но лично таких людей я не знаю. Но хорошо знаю двух студентов, которые не сидели сиднем, ожидая, пока за них все решат преподаватели, а сами искали вуз, в который они хотели бы перевестись. Один в итоге уехал в Москву, а другая, будущий юрист, перевелась с уголовного права на гражданское, потому что в том вузе, который ей понравился, преподавали только его».

Также Градов отметил, что вуз должен представить каждому студенту список вариантов для перевода в течение пяти дней. Так что возмущение студентов ИПП, коих держали в неведении не меньше месяца, вполне оправданно.

P.S. В понедельник утром в вузе наконец объявили собрания для всех оставшихся студентов. Им сообщили, что Морской технический университет готов взять студентов на обучение (за исключением факультета соцработников: им предложено пойти в техникум). Учащимся остается только написать заявления, а ректору – подписать. Но, как сообщают нам студенты, ректор опять саботирует процесс и всячески уклоняется от этой обязанности, предлагая «еще подождать».

Закрыть