От «Красной Шапочки» до Красной армии
В «Петербургском дневнике» и на сайте spbdnevnik.ru есть свежая афиша проекта «Поющие мосты». Имена Чайковского, Глинки или Рахманинова известны всем. Однако как культурно-просветительский проект мы стараемся познакомить слушателей и с композиторами, чье творчество менее известно, но от этого не менее интересно.
Так, с 15 июня по 21 июня в программе «Поющих мостов» будет звучать отрывок из Скерцо фа мажор Цезаря Кюи.
Будущий русский композитор родился в семье барабанщика наполеоновской армии Антуана Кюи, раненного под Смоленском и оставшегося в Российской империи в городе Вильна (сегодня Вильнюс. – Ред.). Там юного
музыканта заметил и обучал гармонии выдающийся польский композитор Станислав Монюшко.
Однако, понимая важность положения в обществе, отец отправил Цезаря в Петербург учиться военно-инженерному искусству.
В столице Кюи достигает звания инженер-генерала, участвует в Русско-турецкой войне, пишет пособия и преподает фортификацию лично наследнику престола будущему Николаю II. Кстати, это не мешает ему после революции вступить в Красную армию и преподавать в военных академиях Петрограда вплоть до смерти в 1918 году.
Но свободное время генерал всегда посвящает музыке. Он становится первым членом «Могучей кучки» и первым в России композитором, написавшим детские оперы: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот
в сапогах». Кюи – автор более 400 хоровых и вокальных миниатюр. Музыка его полна изящества и утонченности.
Скерцо фа мажор, которое отрывком вошло в программу «Поющих мостов», было первым оркестровым сочинением композитора и публичным дебютом в 1859 году. Идея сочинения навеяна Шуманом, оказавшим большое влияние на Кюи. В основе темы скерцо буквенным обозначением нот зашифрована фамилия жены композитора – Мальвины Бамберг. Кроме того, повторяются ноты до-до (С-С, Cesar Cui).
Этот и другие музыкальные шедевры ждут вас в «филармонии под открытым небом» – на проекте «Поющие мосты» каждую ночь в 1:10 до 8 сентября.