Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Думы о Думской: насколько реальна перспектива закрытия «Улицы баров»

В полиции настроены решительно

Накануне петербургская полиция провела новый рейд по двум «улицам баров» – Ломоносова и Думской. По итогам выявленных нарушений были составлены протоколы за разные нарушения: мелкое хулиганство, распитие алкоголя на улице, употребление наркотических средств. Кроме того, были обнаружены незаконные мигранты, а сотрудники ГИБДД выявили двадцать нарушителей, в том числе тех, кто сел за руль в пьяном виде.

Руководитель полицейской пресс-службы Вячеслав Степченко заявил «Петербургскому дневнику», что в последствиях рейда будут разбираться суд и Роспотребнадзор, а полиция к рейду имеет лишь косвенное отношение: об его итогах даже не стали составлять релиз для сайта ГУ МВД. Нарушения по потребительской части тоже имелись: был найден алкоголь с поддельными, по-видимому, акцизными марками (всего изъято 48 литров) и табачные изделия, которые тоже вызывают сомнения (более 300 упаковок). Поддельность или подлинность акцизных марок предстоит установить экспертизе. У некоторых баров, по сведениям СМИ, отсутствовала действующая лицензия на продажу спиртосодержащей продукции – с ними тоже будут разбираться защитники прав потребителей. 

«Да, я подтверждаю, что выбрано направление о постепенной ликвидации баров на этой улице, но она будет осуществляться законными методами, через суд», – резюмировал Степченко. Сейчас бары закрыты: возможно, откроются к вечеру.

Те заведения, к которыми у правоохранительных органов не было претензий, согласились поговорить с «ПД» о своем будущем. Так, администратор «Толстого фраера» Марина Лукина рассказала, что во время первого рейда – он состоялся месяц назад – ей пришлось подписать уведомление о необходимости соблюдать закон. «Никакой конкретики. Мы подписали, нас оставили в покое. 12 июня, когда был последний рейд, к нам даже не заходили. Про то, что бары с улицы будут изгонять, нам заявили открытым текстом, но мы надеемся все же, что этого не произойдет. Закрываться не будем: поищем другое помещение».

Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу не смогло назвать ни единого примера, когда бар был закрыт из-за нарушений, выявленных их службой. За последний год такая кара обрушилась только на одно заведение – да и то не в Петербурге, а в Гатчине, где караоке-бар закрыли на месяц из-за производимого им шума. Конечно, продажа алкоголя без лицензии – более серьезное нарушение, чем шум в ночное время. По статье 14.17 административного кодекса за грубое нарушение лицензионного законодательства деятельность заведения может быть приостановлена на 60 или 90 суток. Закрыть же его – никто и вовсе не имеет права.
Но, по данным Куйбышевского суда, на территории которого находится Думская улица, административные дела по этим статьям не возбуждались ни разу. «Хозяева баров понимают, чем они рискуют, и они не стали бы так глупо подставляться, – отметила пресс-секретарь Центрального района Наталья Чачина. – Проблем от «питейной достопримечательности» действительно много. Но закрыть ее – еще большая проблема».

Искать пути решения начали еще зимой, после нашумевшей аварии с двумя погибшими, которую устроил надышавшийся закисью азота клиент бара на Думской. Управление ГИБДД заявило, что на улице должны появиться знаки, запрещающие движение, то есть улица станет пешеходной. Правда, про улицу Ломоносова ничего сказано не было, значит, пьяные гуляки вполне могут уезжать из бара по ней. Полицейские рейды направлены на продавцов запрещенных возбуждающих смесей, но наивно думать, что ими торгуют сотрудники баров: прямо за стойкой и через кассу. Запрещенку приносят и продают клиенты. И если даже сделка произойдет не на улице в машине (как это обычно и бывает), а в стенах бара, то предъявить ему претензии будет невозможно. А без официальных претензий – как можно говорить о принудительном закрытии?

«Если бы бары арендовали свои помещения, на них, арендаторов, мог бы надавить собственник – администрация города, – говорит Наталья Чачина. – Но помещения давно выкуплены. Собственники открыли в них бары, потому что это выгодно. Как их закрыть? Если это даже удастся, например, выявив нарушения по продаже, то бары начнут работать в закрытом режиме, только для своих, а это чревато еще больше вакханалией. На частную территорию даже полиция не сможет попасть. Будут там отели для утех и так далее. Единственный выход – выкупить все частные территории, но, во-первых, у города нет таких денег, а, во-вторых, собственники сами не захотят терять прибыльные активы».

Как показали итоги рейда, вся сила правоохранителей сосредоточилась не на бизнесе, а на рядовых потребителях. Конечно, среди них тоже много опасных людей: тех же пьяных водителей. Но нельзя сказать, что, оштрафовав мелких нарушителей и изъяв контрафактную продукцию, полиция сделала гигантский шаг к стиранию позорного пятна с карты Петербурга. Если рейды будут проходить каждый день, то самые отъявленные нарушители начнут обходить Думскую стороной и подыщут себе какие-нибудь другие бары, где у них будет больше шансов остаться без внимания полиции. И тогда она начнет терять популярность. Возможно ли такое – «Петербургскому дневнику» разъяснил урбанист Стив Каддинс.

«Хочу отметить, что закрывают у нас только те заведения, которые не соблюдают закон, – отметил Стив. – И правильно делают, что закрывают. Форсировать события, ликвидировать бары волевым решением, скорее всего, и не удастся, но можно оздоровить ситуацию постепенно, просто выявляя нарушителей. В бар, где наливают контрафактный алкоголь, вряд ли станет ходить взыскательная публика. А там, где алкоголь качественный, уже и цены другие, и народ поприличней. Маргиналы же рассредоточатся по другим улицам. На Рубинштейна не пойдут: это уже не питейная, а ресторанная улица. Кстати, на ней, насколько мне известно, расположено около 70 ресторанов, иногда – по 4 в одном доме. Нетрудно догадаться, что санитарные и противопожарные правила (обязательный запасной выход в каждом заведении) соблюдаются не везде. Если есть желание закрыть часть баров, можно всегда найти, к чему придраться».

Также Каддинс отметил, что Думская улица действительно является достопримечательностью города, но со знаком «минус». И об ее «исчезновении» не пожалеют даже урбанисты.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»